Эффективность проведения процедуры конкурсного производства
12 Мая 2015
Для непосвященного человека слово «банкротство» является синонимом таких слов, как «катастрофа», «конец». На самом деле это не совсем так. Банкротство – процедура, конечно, невеселая, но абсолютно легальная и законная.
Институт банкротства прошел длительный путь своего развития. Зарождение института банкротства имеет свои корни еще со времен Древнего Рима, когда невозврат долга мог лишить должника свободы и даже жизни.
Слово «банкрот» (от итал. banco – СКАМЬЯ, rotta – СЛОМАННАЯ) дословно означает сломать скамью.
В Древнем Риме менялы и ростовщики осуществляли свои денежные операции на специальных скамьях, которые в случае разорения их владельцев просто разламывались.
Последующее развитие банкротных отношений связано с развитием хозяйственных, производственных отношений, отношений собственности.
Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII веке, что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.
Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта.
Сегодня банкротами могут быть частные лица (в России эта норма вступает в действие с 01 июля 2015 года), юридические лица и даже целые государства (в международном праве этот механизм, однако, до сих пор детально не проработан).
В настоящее время основная роль в коммерческом обороте принадлежит юридическим лицам. Деятельность многих организаций влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом.
В таких условиях основная задача института банкротства связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.
Государство и общество не заинтересованы в ликвидации предприятия- должника, напротив, со стороны государства и общества предпринимаются все возможные меры по восстановлению его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение, как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.
Банкротство является, безусловно, не слишком приятной, но зачастую жизненно необходимой процедурой и единственным способом выхода из кризисной ситуации. Должники с помощью банкротства могут добиться единственного законного варианта возврата своих долгов, а кредиторы, соответственно, обладают в этом случае полностью легальным правом получить с должника свои деньги за счет его имущества. Поэтому в большинстве случаев правильная процедура банкротства является наиболее желательным итогом для всех сторон.
В этом году институту банкротства в России исполняется 20 лет, и в последнее время мнения о его неэффективности звучат все громче. Сейчас закон о банкротстве слабо помогает кредиторам вернуть свои средства, а должнику — восстановить платежеспособность. Возможные пути исправления ситуации ищут сами бизнесмены, а также политики и ученые.
Принимая во внимание огромное значение института несостоятельности (банкротства) следует отметить, что сохраняется тенденция крайне низкой эффективности проведения конкурсного производства с точки зрения достижения его целей.
В соответствии с современным российским законодательством о несостоятельности (банкротстве), центральной фигурой, обеспечивающей реализацию процедур банкротства, является арбитражный управляющий.
Некоторое время назад арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования.
В настоящий момент ситуация существенно изменилась. Если говорить о собирательном образе арбитражного управляющего, то это грамотный специалист "широкого профиля", обладающий значительным опытом хозяйствования. От действий арбитражного управляющего, в ходе процедуры банкротства, зависит очень многое. Он наделен значительными правами и своими действиями нередко может определить судьбу должника.
Эффективность управления в процедурах банкротства определяется степенью достижения целей процедуры в установленные законодательством сроки, с наименьшими затратами, а также своевременным и качественным выполнением арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве.
Большое влияние на эффективность проведения процедуры банкротства оказывает такой фактор, как профессионализм арбитражного управляющего и специалистов, привлекаемых на договорной основе для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Такими специалистами могут быть бухгалтер, юрист, аналитик, аудитор, оценщик, делопроизводитель, реестродержатель, организатор торгов и т.д.
В этой связи, в качестве основных критериев для оценки уровня профессионализма арбитражного управляющего необходимо считать:
стаж работы арбитражного управляющего в сфере арбитражного управления;
количество процедур несостоятельности, проведенных арбитражным управляющим;
их вид (поскольку проводить процедуру наблюдения легче, чем, например, внешнего управления);
субъекты, в отношении которых были проведены процедуры банкротства (учет масштаба их деятельности на основании данных о стоимости балансовых активов, оборота денежных средств, общего объема долгов, вида юридического лица (например, градообразующие, стратегические)).
Следовательно, определяющими показателями эффективности работы арбитражных управляющих в ходе проведения процедуры банкротства должны быть: знание законодательства, умение ориентироваться в политической и экономической ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, уметь разрешать конфликты. Это самые необходимые качества профессионала в антикризисном управлении, которые могут позволить арбитражному управляющему приобретать успешную репутацию.
Вместе с тем, несмотря на высокие требования к профессионализму арбитражного управляющего, их соблюдение не всегда гарантирует выполнение управляющим своих функций на высоком профессиональном уровне.
Ряд арбитражных управляющих, в силу отсутствия знаний или просто нежелания осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности, при отсутствии надлежащего контроля со стороны кредиторов продолжают формально проводить соответствующие процедуры банкротства, не преследуя целей, которые перед ними ставит закон о банкротстве.
Немаловажным фактором эффективности проведения процедур банкротства, является достоверность и полнота документов, выступающих в качестве источников информации для осуществления полномочий арбитражного управляющего в ходе проведения процедур банкротства.
Полнота и достоверность должны касаться содержания всех источников информации, к которым обращается арбитражный управляющий в процессе своей деятельности, их наличие обеспечит высокое качество всех составляемых в процессе проведения процедуры банкротства документов и отчетов.
Эффективность работы арбитражного управляющего по формированию конкурсной массы зависит и от полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов, предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взыскании дебиторской задолженности, порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества, выбранного порядка продажи имущества.
Очень часто, в ситуации банкротства, стороны действуют вне рамок добросовестности и благих намерений и заняты прежде всего защитой своих интересов: должник - выводом активов, преднамеренным доведением организации до банкротства; кредиторы - удовлетворением своих требований в полном объеме, лучше - предпочтительно перед другими кредиторами, чтобы наверняка получить удовлетворение.
Зачастую удовлетворение интересов одной стороны ведет к исключению возможности удовлетворения требований и соблюдению интересов другой стороны.
Хотелось бы также отметить, что полноценная эффективность работы заложенных в Законе о банкротстве механизмов, не может быть достигнута, если не "оживить" механизмы привлечения к ответственности лиц, являющихся участниками процедуры банкротства, в особенности за преднамеренное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве и в его предвидении, которые в настоящий момент абсолютно не работают и остаются декларативными.
Учитывая, что законодательство постоянно изменяется, а результаты любых изменений законодательства, практики его правоприменения всегда сказываются на общественных отношениях, настроениях в обществе и бизнесе, оценку их эффективности и разумности сможет дать каждый, кого касается эта тема, после их принятия и вступления в силу, и уж тем более после того, как соответствующие поправки заработают и граждане оценят их на себе. Главное, чтобы не получилось "как всегда", когда "хотели как лучше"!
Управление Росреестра по
Белгородской области
Институт банкротства прошел длительный путь своего развития. Зарождение института банкротства имеет свои корни еще со времен Древнего Рима, когда невозврат долга мог лишить должника свободы и даже жизни.
Слово «банкрот» (от итал. banco – СКАМЬЯ, rotta – СЛОМАННАЯ) дословно означает сломать скамью.
В Древнем Риме менялы и ростовщики осуществляли свои денежные операции на специальных скамьях, которые в случае разорения их владельцев просто разламывались.
Последующее развитие банкротных отношений связано с развитием хозяйственных, производственных отношений, отношений собственности.
Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII веке, что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.
Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта.
Сегодня банкротами могут быть частные лица (в России эта норма вступает в действие с 01 июля 2015 года), юридические лица и даже целые государства (в международном праве этот механизм, однако, до сих пор детально не проработан).
В настоящее время основная роль в коммерческом обороте принадлежит юридическим лицам. Деятельность многих организаций влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом.
В таких условиях основная задача института банкротства связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.
Государство и общество не заинтересованы в ликвидации предприятия- должника, напротив, со стороны государства и общества предпринимаются все возможные меры по восстановлению его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение, как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.
Банкротство является, безусловно, не слишком приятной, но зачастую жизненно необходимой процедурой и единственным способом выхода из кризисной ситуации. Должники с помощью банкротства могут добиться единственного законного варианта возврата своих долгов, а кредиторы, соответственно, обладают в этом случае полностью легальным правом получить с должника свои деньги за счет его имущества. Поэтому в большинстве случаев правильная процедура банкротства является наиболее желательным итогом для всех сторон.
В этом году институту банкротства в России исполняется 20 лет, и в последнее время мнения о его неэффективности звучат все громче. Сейчас закон о банкротстве слабо помогает кредиторам вернуть свои средства, а должнику — восстановить платежеспособность. Возможные пути исправления ситуации ищут сами бизнесмены, а также политики и ученые.
Принимая во внимание огромное значение института несостоятельности (банкротства) следует отметить, что сохраняется тенденция крайне низкой эффективности проведения конкурсного производства с точки зрения достижения его целей.
В соответствии с современным российским законодательством о несостоятельности (банкротстве), центральной фигурой, обеспечивающей реализацию процедур банкротства, является арбитражный управляющий.
Некоторое время назад арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования.
В настоящий момент ситуация существенно изменилась. Если говорить о собирательном образе арбитражного управляющего, то это грамотный специалист "широкого профиля", обладающий значительным опытом хозяйствования. От действий арбитражного управляющего, в ходе процедуры банкротства, зависит очень многое. Он наделен значительными правами и своими действиями нередко может определить судьбу должника.
Эффективность управления в процедурах банкротства определяется степенью достижения целей процедуры в установленные законодательством сроки, с наименьшими затратами, а также своевременным и качественным выполнением арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве.
Большое влияние на эффективность проведения процедуры банкротства оказывает такой фактор, как профессионализм арбитражного управляющего и специалистов, привлекаемых на договорной основе для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Такими специалистами могут быть бухгалтер, юрист, аналитик, аудитор, оценщик, делопроизводитель, реестродержатель, организатор торгов и т.д.
В этой связи, в качестве основных критериев для оценки уровня профессионализма арбитражного управляющего необходимо считать:
стаж работы арбитражного управляющего в сфере арбитражного управления;
количество процедур несостоятельности, проведенных арбитражным управляющим;
их вид (поскольку проводить процедуру наблюдения легче, чем, например, внешнего управления);
субъекты, в отношении которых были проведены процедуры банкротства (учет масштаба их деятельности на основании данных о стоимости балансовых активов, оборота денежных средств, общего объема долгов, вида юридического лица (например, градообразующие, стратегические)).
Следовательно, определяющими показателями эффективности работы арбитражных управляющих в ходе проведения процедуры банкротства должны быть: знание законодательства, умение ориентироваться в политической и экономической ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, уметь разрешать конфликты. Это самые необходимые качества профессионала в антикризисном управлении, которые могут позволить арбитражному управляющему приобретать успешную репутацию.
Вместе с тем, несмотря на высокие требования к профессионализму арбитражного управляющего, их соблюдение не всегда гарантирует выполнение управляющим своих функций на высоком профессиональном уровне.
Ряд арбитражных управляющих, в силу отсутствия знаний или просто нежелания осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности, при отсутствии надлежащего контроля со стороны кредиторов продолжают формально проводить соответствующие процедуры банкротства, не преследуя целей, которые перед ними ставит закон о банкротстве.
Немаловажным фактором эффективности проведения процедур банкротства, является достоверность и полнота документов, выступающих в качестве источников информации для осуществления полномочий арбитражного управляющего в ходе проведения процедур банкротства.
Полнота и достоверность должны касаться содержания всех источников информации, к которым обращается арбитражный управляющий в процессе своей деятельности, их наличие обеспечит высокое качество всех составляемых в процессе проведения процедуры банкротства документов и отчетов.
Эффективность работы арбитражного управляющего по формированию конкурсной массы зависит и от полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов, предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взыскании дебиторской задолженности, порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества, выбранного порядка продажи имущества.
Очень часто, в ситуации банкротства, стороны действуют вне рамок добросовестности и благих намерений и заняты прежде всего защитой своих интересов: должник - выводом активов, преднамеренным доведением организации до банкротства; кредиторы - удовлетворением своих требований в полном объеме, лучше - предпочтительно перед другими кредиторами, чтобы наверняка получить удовлетворение.
Зачастую удовлетворение интересов одной стороны ведет к исключению возможности удовлетворения требований и соблюдению интересов другой стороны.
Хотелось бы также отметить, что полноценная эффективность работы заложенных в Законе о банкротстве механизмов, не может быть достигнута, если не "оживить" механизмы привлечения к ответственности лиц, являющихся участниками процедуры банкротства, в особенности за преднамеренное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве и в его предвидении, которые в настоящий момент абсолютно не работают и остаются декларативными.
Учитывая, что законодательство постоянно изменяется, а результаты любых изменений законодательства, практики его правоприменения всегда сказываются на общественных отношениях, настроениях в обществе и бизнесе, оценку их эффективности и разумности сможет дать каждый, кого касается эта тема, после их принятия и вступления в силу, и уж тем более после того, как соответствующие поправки заработают и граждане оценят их на себе. Главное, чтобы не получилось "как всегда", когда "хотели как лучше"!
Управление Росреестра по
Белгородской области
Последние новости раздела
18 апреля 2024
17 апреля 2024