Эффективность проведения процедуры конкурсного производства

12 Мая 2015
Для непосвященного человека слово «банкротство» является синонимом таких слов, как «катастрофа», «конец». На самом деле это не совсем так. Банкротство – процедура, конечно, невеселая, но абсолютно легальная и законная.
Институт банкротства прошел длительный путь своего развития. Зарождение института банкротства имеет свои корни еще со времен Древнего Рима, когда невозврат долга мог лишить должника свободы и даже жизни.
Слово «банкрот» (от итал. banco – СКАМЬЯ, rotta – СЛОМАННАЯ) дословно означает сломать скамью.
В Древнем Риме менялы и ростовщики осуществляли свои денежные операции на специальных скамьях, которые в случае разорения их владельцев просто разламывались.
Последующее развитие банкротных отношений связано с развитием хозяйственных, производственных отношений, отношений собственности.
Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII веке, что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.
Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта.
Сегодня банкротами могут быть частные лица (в России эта норма вступает в действие с 01 июля 2015 года), юридические лица и даже целые государства (в международном праве этот механизм, однако, до сих пор детально не проработан).
В настоящее время основная роль в коммерческом обороте принадлежит юридическим лицам. Деятельность многих организаций влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом.
В таких условиях основная задача института банкротства связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.
Государство и общество не заинтересованы в ликвидации предприятия- должника, напротив, со стороны государства и общества предпринимаются все возможные меры по восстановлению его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение, как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.
Банкротство является, безусловно, не слишком приятной, но зачастую жизненно необходимой процедурой и единственным способом выхода из кризисной ситуации. Должники с помощью банкротства могут добиться единственного законного варианта возврата своих долгов, а кредиторы, соответственно, обладают в этом случае полностью легальным правом получить с должника свои деньги за счет его имущества. Поэтому в большинстве случаев правильная процедура банкротства является наиболее желательным итогом для всех сторон.
В этом году институту банкротства в России исполняется 20 лет, и в последнее время мнения о его неэффективности звучат все громче. Сейчас закон о банкротстве слабо помогает кредиторам вернуть свои средства, а должнику — восстановить платежеспособность. Возможные пути исправления ситуации ищут сами бизнесмены, а также политики и ученые.
Принимая во внимание огромное значение института несостоятельности (банкротства) следует отметить, что сохраняется тенденция крайне низкой эффективности проведения конкурсного производства с точки зрения достижения его целей.
В соответствии с современным российским законодательством о несостоятельности (банкротстве), центральной фигурой, обеспечивающей реализацию процедур банкротства, является арбитражный управляющий.
Некоторое время назад арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования.
В настоящий момент ситуация существенно изменилась. Если говорить о собирательном образе арбитражного управляющего, то это грамотный специалист "широкого профиля", обладающий значительным опытом хозяйствования. От действий арбитражного управляющего, в ходе процедуры банкротства, зависит очень многое. Он наделен значительными правами и своими действиями нередко может определить судьбу должника.
Эффективность управления в процедурах банкротства определяется степенью достижения целей процедуры в установленные законодательством сроки, с наименьшими затратами, а также своевременным и качественным выполнением арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве.
Большое влияние на эффективность проведения процедуры банкротства оказывает такой фактор, как профессионализм арбитражного управляющего и специалистов, привлекаемых на договорной основе для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Такими специалистами могут быть бухгалтер, юрист, аналитик, аудитор, оценщик, делопроизводитель, реестродержатель, организатор торгов и т.д.
В этой связи, в качестве основных критериев для оценки уровня профессионализма арбитражного управляющего необходимо считать:
стаж работы арбитражного управляющего в сфере арбитражного управления;
количество процедур несостоятельности, проведенных арбитражным управляющим;
их вид (поскольку проводить процедуру наблюдения легче, чем, например, внешнего управления);
субъекты, в отношении которых были проведены процедуры банкротства (учет масштаба их деятельности на основании данных о стоимости балансовых активов, оборота денежных средств, общего объема долгов, вида юридического лица (например, градообразующие, стратегические)).
Следовательно, определяющими показателями эффективности работы арбитражных управляющих в ходе проведения процедуры банкротства должны быть: знание законодательства, умение ориентироваться в политической и экономической ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, уметь разрешать конфликты. Это самые необходимые качества профессионала в антикризисном управлении, которые могут позволить арбитражному управляющему приобретать успешную репутацию.
Вместе с тем, несмотря на высокие требования к профессионализму арбитражного управляющего, их соблюдение не всегда гарантирует выполнение управляющим своих функций на высоком профессиональном уровне.
Ряд арбитражных управляющих, в силу отсутствия знаний или просто нежелания осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности, при отсутствии надлежащего контроля со стороны кредиторов продолжают формально проводить соответствующие процедуры банкротства, не преследуя целей, которые перед ними ставит закон о банкротстве.
Немаловажным фактором эффективности проведения процедур банкротства, является достоверность и полнота документов, выступающих в качестве источников информации для осуществления полномочий арбитражного управляющего в ходе проведения процедур банкротства.
Полнота и достоверность должны касаться содержания всех источников информации, к которым обращается арбитражный управляющий в процессе своей деятельности, их наличие обеспечит высокое качество всех составляемых в процессе проведения процедуры банкротства документов и отчетов.
Эффективность работы арбитражного управляющего по формированию конкурсной массы зависит и от полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов, предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взыскании дебиторской задолженности, порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества, выбранного порядка продажи имущества.
Очень часто, в ситуации банкротства, стороны действуют вне рамок добросовестности и благих намерений и заняты прежде всего защитой своих интересов: должник - выводом активов, преднамеренным доведением организации до банкротства; кредиторы - удовлетворением своих требований в полном объеме, лучше - предпочтительно перед другими кредиторами, чтобы наверняка получить удовлетворение.
Зачастую удовлетворение интересов одной стороны ведет к исключению возможности удовлетворения требований и соблюдению интересов другой стороны.
Хотелось бы также отметить, что полноценная эффективность работы заложенных в Законе о банкротстве механизмов, не может быть достигнута, если не "оживить" механизмы привлечения к ответственности лиц, являющихся участниками процедуры банкротства, в особенности за преднамеренное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве и в его предвидении, которые в настоящий момент абсолютно не работают и остаются декларативными.
Учитывая, что законодательство постоянно изменяется, а результаты любых изменений законодательства, практики его правоприменения всегда сказываются на общественных отношениях, настроениях в обществе и бизнесе, оценку их эффективности и разумности сможет дать каждый, кого касается эта тема, после их принятия и вступления в силу, и уж тем более после того, как соответствующие поправки заработают и граждане оценят их на себе. Главное, чтобы не получилось "как всегда", когда "хотели как лучше"!


Управление Росреестра по
Белгородской области
Волошенко Александр Викторович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
voloshenko_aleks@bk.ru