По итогам III квартала в Петербурге введено почти 100 тыс. кв.м торговых площадей

14 Октября 2014
По данным ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, в период с июля по октябрь в Санкт-Петербурге введено в эксплуатацию 94 940 кв.м качественных арендопригодных площадей в составе трех торговых комплексов.

Так, в III квартале были введены в эксплуатацию торговый комплекс «Европолис» общей площадью 141 700 кв.м (арендопригодная – 60 440 кв.м), торговый комплекс «Монпансье» общей площадью 58 500 кв.м (арендопригодная – 30 500 кв.м) и комплекс «Торговый «сапожок» общей площадью 6000 кв.м (арендопригодная – 4000 кв.м).

При этом в IV квартале ожидается ввод в эксплуатацию еще двух торговых комплексов – «Парнас» общей площадью 15 000 тыс. кв.м (арендопригодная – 6 500 кв.м) и торговой галереи Au Pont Rouge в состав МФК «У Красного моста» (арендопригодная площадь – 6,4 тыс. кв.м).

Таким образом, по итогам II полугодия объем ввода новых торговых площадей может составить порядка 110 тыс. кв.м, что соответствует прогнозам. По итогам года объем предложения торговых площадей в Санкт-Петербурге может достигнуть 3,2 млн кв.м, увеличившись за год на 3,8%.

Однако специалисты ASTERA отмечают, что напряженная внешнеполитическая ситуация и применение к Российской Федерации экономических санкций оказали значительное влияние на темпы развития рынка торговых помещений в III квартале 2014 года, принимаемые решения и сроки заключения новых договоров аренды либо покупки коммерческой недвижимости.

«Сложившаяся ситуация приводит к тому, что арендаторы торговых комплексов все чаще инициируют изменение условий аренды, выходя к собственнику с уже сформированным предложением. Чаще всего, арендаторы настаивают на переводе арендной ставки в рубли, либо договариваются о фиксации валютного курса или отмене индексации арендной ставки на период от полугода до двух лет. В случае потокообразующих арендаторов, собственники готовы также предоставлять скидку с арендной платы в размере от 10 до 30%. Также в последние месяцы собственники помещений в торговых центрах готовы по просьбе арендаторов уменьшить размер залогового депозита до 1 месячной арендной ставки вместо обычных 2-3. Наиболее готовы к переговорам собственники торговых комплексов, в которых уровень вакансии превышает среднерыночный, так как срок экспозиции помещений увеличился, в среднем, на 50%», - комментирует Светлана Чернышёва, руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

По данным ASTERA, наиболее востребованный формат площадей в торговых комплексах в III квартале – 50 – 100 кв.м (29% заявок). На втором месте по количеству поступивших заявок находятся помещения площадью от 500 до 1000 кв.м (16% заявок). И 15% потенциальных арендаторов в III квартале интересовали помещения площадью от 100 до 200 кв.м.

При этом значительная часть заявок традиционно поступила от предприятий сферы общественного питания (20% заявок) и fashion-ритейлеров (19% заявок). Активны также ритейлеры, реализующие товары для детей (16% заявок) и продуктовые ритейлеры (9% заявок).

В то же время в сегменте street retail наиболее активными клиентами в III квартале оставались продуктовые сети, работающие в формате 300-500 кв.м и 500-1000 кв.м («Полушка», «Дикси», «Реалъ»), а также продуктовые ритейлеры формата «у дома» (50-150 кв.м), аптеки, предприятия сферы общественного питания – рестораны, бистро, столовые, в меньшей степени пабы – и банки (офисы площадью 80-150 кв.м и отделения площадью от 350 кв.м). При этом активно проявили себя московские и региональные компании, принявшие решение выйти на рынок Санкт-Петербурга.

Наиболее востребованные площади в сегменте street retail в III квартале: 100-200 кв.м (36% заявок), 50-100 кв.м (30% заявок), 200-500 кв.м (18% заявок).

«Мы отмечаем, что некоторые клиенты, в начале года рассматривавшие открытие новых торговых точек, в III квартале приостановили или даже свернули свое развитие до конца 2014 года. В первую очередь это относится к определенным брендам общепита, - констатирует Ольга Аткачис, руководитель отдела торговых помещений ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, - Корректируют свои планы и владельцы коммерческой недвижимости. Так в III квартале некоторые из них, имевшие до последнего времени планы по продаже своих коммерческих площадей, приостановили продажу, предпочитая сохранить за собой объект до момента стабилизации рыночной ситуации».

Те арендаторы, что продолжают развиваться даже в текущих непростых экономических условиях, долго принимают решение при выборе помещений. Большинство тратит на согласование всех условий сделки до 3 месяцев. Единичные клиенты принимают решение об аренде помещения и выходят на сделку в течение 1 месяца.

Арендные ставки в сегменте street retail в III квартале оставались стабильными, в связи с чем многие потенциальные арендаторы откладывают принятие решения об аренде помещений, ожидая общерыночного снижения ставок в IV квартале 2014 года. Также при подборе помещений ряд потенциальных арендаторов, намеренных заключить долгосрочные договоры аренды (от 5 лет), стали выходить с предложением об отложенной эскалации договора. В данном случае ежегодная индексация арендных ставок начинается не со второго, а с третьего года действия договора.

В сегменте street retail около 60% договоров в настоящий момент составляют долгосрочные договора аренды, подлежащие государственной регистрации. Их традиционно заключают продуктовые ритейлеры, банки, представители сферы общественного питания и аптеки, которым зарегистрированный договор аренды необходим для получения лицензии. 40% сделок – это нерегистрируемые краткосрочные договоры аренды.

Сегмент купли-продажи встроенных помещений в III квартале оставался достаточно активным. Основными покупателями являлись петербургские и российские инвесторы. В большинстве случаев помещения приобретались для последующей сдачи в аренду (более 50% сделок). Конечные пользователи, как правило, приобретают помещения стоимостью до 50 млн руб., преимущественно на этапе строительства (встроенные помещения на первых этажах жилых домов).

По оценкам специалистов ASTERA, в IV квартале многие арендаторы продолжат занимать выжидательную позицию, надеясь на дальнейшее снижение арендных ставок. При этом большинство клиентов не отказываются от планов по развитию бизнеса, но открытие новых проектов переносят на 2015 год.



Справка о компании ASTERA

ASTERA – международная консалтинговая компания, оказывающая профессиональные услуги в сфере коммерческой и элитной жилой недвижимости. Активно работает на российском рынке с 1992 года. Офисы компании находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Клиенты компании – российские, иностранные и транснациональные торговые, промышленные и финансовые корпорации и сети. По версии ежегодного рейтинга «Первый брокерский» ASTERA признана лучшей брокерской компанией Петербурга на основании объема реализованных в 2013 году коммерческих площадей.

ASTERA - партнер международной компании BNP Paribas Real Estate. BNP Paribas Real Estate - ведущая международная компания в сфере недвижимости, лидер рынка Европы по объему оборота среди консалтинговых компаний по итогам 2012 года, согласно рейтингу авторитетного издания “Source Euromoney”. BNP Paribas Real Estate располагает широкой региональной сетью в 40 странах мира, в том числе в Европе, Индии, США, России и на Среднем Востоке, включающей 140 отделений и 3300 сотрудников. BNP Paribas Real Estate является дочерней компанией банка BNP Paribas, одного из 6-ти наиболее надежных банков в мире.


Дополнительная информация:

Мурашко Ольга
PR-менеджер
ASTERA St.Petersburg
в альянсе с BNP Paribas Real Estate
Tel: +7 812 703 00 03
Fax: +7 812 703 00 04
Mob: +7 911 229 89 74
ICQ: 362-741-238
o.murashko@asteragroup.com
www.asteragroup.ru
Ольга Мурашко
ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate