Коммуникационная консалтинговая компания Bondstone Group: Закон не для всех

30 Ноября 2010
21 июля 2005 года Государственной Думой Российской Федерации был принят закон ¹ 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД», который был призван сделать участие в государственных тендерах для частных компаний равноправным и максимально доступным. Но, по данным участников рынка, ситуация на сегодняшний день является прямо противоположной: большинство государственных организаций ищут «лазейки» в законе, чтобы обеспечить победу в конкурсах «своим знакомым» компаниям. В итоге, в выигрыше – коррумпированные чиновники и единичные компании, у которых есть связи в госорганах, госорганизациях и госкорпорациях. Честная рыночная конкуренция, качество реализованных для государственных компаний проектов, деньги законопослушных налогоплательщиков и, как следствие, репутация и имидж государства – в проигрыше. Ситуация удручающая.
Способов, которые могут ограничить возможность участия неинтересных для отдельно взятого коррумпированного чиновника компаний, множество: запрос на предоставление в кратчайший срок документации, сбор которой может затянуться на месяц; объявление многомиллионного тендера, на просчет которого дается минимальное количество дней, часть из которых выпадает на выходные и государственные праздники, с обязательным предоставлением гарантийных писем от третьих лиц; заявка на организацию конференций/семинаров/круглых столов на определенной площадке. И такие примеры можно приводить до бесконечности.
На первый взгляд данная ситуация вредит только коммерческим организациям, которые хотят работать с государственными структурами, но не имеют возможности этого делать в связи со сложившейся ситуацией. Но, по мнению Надежды Сенюк, генерального директора компании Bondstone Group, в условиях отсутствия продуктивной рыночной конкуренции среди коммерческих компаний, работающих с госструктурами, страдает, в первую очередь, как раз не бизнес как таковой. Потому что у бизнеса есть множество других возможностей заработать. Страдают сами государственные компании и бренды, чиновники которых, выбирая «своего знакомого» подрядчика из соображения «откатов», ограничивают тем самым возможность продвижения госорганизации и, в конце концов, «роняют» ее репутацию. Ведь уровень креатива, менеджмента и цен, как известно, отличается в зависимости от поставщика услуг. И покупка этих услуг у одной и той же «своей знакомой» компании из раза в раз, без объективного выбора лучших предложений на рынке, влечет за собой реализацию «обыкновенных», «серых» и «неинтересных» проектов для любой госструктуры и ее бренда. А, как известно, конкуренция для того и нужна, чтобы побеждали лучшие проекты, идеи, лучшее качество. В итоге страдает не только имидж самих компаний, но и имидж всей страны.
В очередном номере ежемесячного авторского проекта «Точка Зрения» Надежда Сенюк решила разобраться в сложившейся ситуацией на рынке, описать самые частые способы ограничения коррумпированными государственными чиновниками участия коммерческих компаний в тендерах и котировках, обозначить единственный, на данный момент, объективный способ участия частных компаний в государственных тендерах и попытаться предложить игрокам рынка решение данной проблемы.