Title Popularity Ranking (TPR) рейтинг популярности российских СМИ

9 Июля 2012
Общей чертой, характерной для подавляющего большинства участников Title Popularity Rating во втором квартале 2012 года стало сокращение показателей аудиторного охвата. Не только удержать, но и заметно улучшить этот показатель удалось лишь 4м изданиям – «Московский комсомолец», Metro (Москва), «Труд» (объявил о 30% росте аудиторного охвата, достигнутом после смены подписного агента со второго полугодия 2012 года) и – с заметно менее значимым по сравнению с ними приростом – Forbes.
Во втором квартале 2012 года наиболее значимые изменения произошли в сегменте «Деловые журналы»: за исключением его неизменного лидера – Forbes – и традиционно замыкающих рейтинг журналов «Компания» и «Свой бизнес», все издания сменили свои позиции. Второе и третье место в группе впервые, заняли «КоммерсантЪ-Деньги» и «Свой бизнес», сумевшие столь существенно улучшить свои результаты благодаря инициированию ряда публикаций острой общественно-политической и популярной тематики. В качестве наиболее показательных примеров здесь можно привести статью «Ъ-Власти» «Generation без П» от 19 марта, посвящённую вопросу жизнеспособности российской пенсионной системы, и рейтинг «Секрета фирмы» «100 лучших городов России», многократно цитировавшиеся в СМИ всех уровней. Самое заметное сокращение рейтинга претерпел журнал «Эксперт», опустившийся до 4-й позиции из-за сокращения цитируемости материалов издания в традиционных СМИ почти в 3,5 раза. Впрочем, столь резкому падению интереса к информационной активности журнала со стороны коллег «по цеху» противополагался почти столь же серьезный рост интереса блогосферы к его новостям (в основном о прекращении взаимоотношений медиахолдинга «Эксперт» с телекомпанией НТВ) и таким публикациям журнала как «Скучная правда Катыни» от 17 апреля, «О переменах без перемен» от 30 апреля и другим, это не помогло изданию удержаться в тройке лидеров.
Фаворит Title Popularity Rating второго квартала – безусловно, журнал «Русский репортер» (+0,0376 пунктов), которому впервые с прошлого года удалось пробиться на верхнюю строку сегмента «Общественно-политические журналы», свергнув оттуда «КоммерсантЪ – Власть» (-0,1454 пункта), царивший в топе с середины прошлого года. Симметрично разнонаправленные тенденции, наблюдавшиеся на протяжении всего квартала в отношении динамики цитируемости этих изданий в традиционных СМИ и социальных медиа, перевели в итоге «Ъ-Власть» на 5-ю позицию. «Русский репортер» же предложил читательскому вниманию рейтинг «10 самых перспективных российских мегаполисов», который получил широкое распространение в масс-медиа. Помимо этого, более ранние материалы журнала и его авторы довольно часто фигурировали в контексте многих «громких» информационных поводов весны, таких как создание Следственным комитетом РФ «антиполицейской» службы, назначение начальника полиции Санкт-Петербурга, создание кремлевского пула политтехнологов и других. В пространстве социальных медиа «голос» издания наиболее часто был слышен в контексте дискуссий о «Марше миллионов» и событиях в Казани (публикация «Дальний отдел. Убийства в казанской полиции: расследование «РР»). Остальные «Общественно-политические журналы», несмотря на общее, характерное в этом периоде для всех участников сегмента, сокращение абсолютного показателя рейтинга, остались на своих прежних местах.
Лидерам сегмента «Общественно-политических газет» удалось удержать свои позиции – единственно значимые перемены, произошедшие в этом пуле, коснулись «Независимой газеты» и «Новых известий». Первая – несмотря на разнонаправленные, но полностью компенсирующие друг друга динамики цитируемости в традиционных СМИ и социальных медиа – вернулась с третьей позиции на свою традиционную шестую. Вторая, напротив, продемонстрировала рост Title Popularity Rating и оказалась четвертой. Во многом это произошло благодаря росту стоимости размещения рекламы в издании и высокой тиражируемости материалов, посвящённых благоустройству дворов Москвы, гастролям Мариинского театра в Москве и другим в соцмедийном пространстве. Отдельное внимание в этом сегменте следует также обратить на «Российскую газету» (+0,0939) и газету «Труд» (+0,0557), заметно укрепивших свои позиции в рейтинге благодаря резкому и многократному росту интереса к материалам изданий со стороны интернет-пользователей. А газета «Труд», кроме того, – и благодаря двукратному росту этого показателя в традиционных СМИ, упоминавшемуся выше значительному росту аудиторного охвата и цены за размещение рекламы в издании.
Участники сегмента «Деловых газет» во втором квартале 2012 года остались на своих местах. Несмотря на рост рейтинга «Ведомостей» (+0,0627), обусловленный положительной динамикой цитируемости, изданию не удалось существенным образом приблизится к лидеру – газете «КоммерсантЪ», так же как и аналогичная ситуация с «РБК Daily» (+0,0307) не позволила газете занять третье место немного сдавших позиции «Известий» (-0,0121).
Среди «Массовых газет» обменялись местами «Жизнь» и «Московский комсомолец». Последнему удалось вернуть себе утраченное 3-е место за счет расширения аудиторного охвата и роста упоминаемости материалов издания, обусловленного возросшей популярностью протестных настроений среди части москвичей этой весной, в социальных медиа.


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГАЗЕТЫ
¹ Издание TPR (II) TPR (I)
1 Российская газета  0,9951 0,9012
2 Известия  0,6175 0,6272
3 Новая газета  0,3765 0,3641
4 Новые известия  0,3526 0,3406
5 Гудок  0,3517 0,3464
6 Независимая газета  0,3224 0,3849
7 Труд  0,3138 0,2581
8 Трибуна  0,2751 0,2707
9 Парламентская газета  0,2257 0,2186





















ДЕЛОВЫЕ ГАЗЕТЫ
¹ Издание TPR (II) TPR (I)
1 Коммерсантъ  0,9727 0,9674
2 Ведомости  0,7855 0,7228
3 Известия  0,6507 0,6628
4 РБК Daily  0,5164 0,4857
5 The Moscow Times  0,2244 0,2272
6 Российская бизнес-газета  0,2185 0,2194
7 The St. Petersburg Times  0,1288 0,1184






















ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ
¹ Издание TPR (II) TPR (I)
1 Коммерсантъ - Власть  0,6846 0,7025
2 Итоги  0,6459 0,6539
3 The New Times  0,6167 0,6526
4 Русский репортер  0,5781 0,6470
5 Огонек  0,5571 0,6102
6 Профиль  0,5199 0,4088
7 Политический журнал  0,2085 0,2157



ДЕЛОВЫЕ ЖУРНАЛЫ
¹ Издание TPR (II) TPR (I)
1 Forbes  0,9160 0,9004
2 Эксперт  0,7515 0,5433
3 Бизнес журнал  0,5042 0,3389
4 Коммерсантъ - Деньги  0,4913 0,3177
5 Большой бизнес  0,3345 0,3150
6 Секрет фирмы  0,3281 0,2729
7 Компания  0,2389 0,2234
8 Свой бизнес  0,1590 0,1497



МАССОВЫЕ ГАЗЕТЫ
¹ Издание TPR (II) TPR (I)
1 Аргументы и Факты  0,8650 0,8527
2 Комсомольская правда  0,5963 0,5953
3 Жизнь  0,4970 0,4294
4 Московский комсомолец  0,4356 0,4170
5 Экспресс-Газета  0,3944 0,3865
6 Метро (Москва)  0,3645 0,3356
7 Аргументы недели  0,3294 0,3266
8 Мир новостей  0,2494 0,2421
9 Твой день  0,1437 0,1412





Title Popularity Ranking – о методологии



TPR – профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.
Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и учитывает: аудиторный охват, стоимость размещения рекламы на 1-й полосе издания, цитируемость издания в других СМИ и цитируемость издания в социальных медиа (показатели популярности). В конечный рейтинг TPR входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях.
Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях – общественно-политической и деловой.