Как издательства выживают в кризис?

17 Февраля 2015
Кризис – лучшее время для экспериментов в поисках новых моделей работы. Особенно, когда речь идет о малом бизнесе или, в данном случае – о малых издательствах. Выживай или уходи. Ищи новые способы увеличения прибыли, новые целевые аудитории, новые инструменты… Издательство «Фантаверсум», в багаже которого всего два десятка книг, при поддержке Международного литературного клуба «Astra Nova» три месяца назад запустило новый проект, нацеленный на продвижение книг на новую для себя аудиторию – читающие люди с гаджетами на Андроиде. Сейчас проект уже содержит более сотни рассказов полутора десятков авторов, используется сотнями читателей и продолжает активно развиваться.

Талейдоскоп – это мобильное приложение, которое по своей сути является библиотекой рассказов. Цель запуска этого проекта – собрать широкую аудиторию людей, для которых чтение – важная часть жизни. Это станет именно той целевой аудиторией, на которую можно будет продвигать новые книги и новых авторов. Причем, общение с такой аудиторией будет прямым, быстрым и эффективным – непосредственно через само приложение, в котором для маркетинга есть все.

Бесплатно, без рекламы, ежедневное обновление, тщательно отобранные рассказы уже состоявшихся, хотя и не известных еще широкой аудитории авторов – вот то, что привлекает к Талейдоскопу пользователей. А дальше вступает в дело специфичный интерфейс. Сам процесс работы с приложением выстроен таким образом, чтобы каждый автор как можно крепче запомнился читателю в ассоциации с его рассказами. Если понравились рассказы, то и ассоциации будут положительными, и узнавать имя этого автора на корешках книг буду чаще.

Кирилл Берендеев, учредитель Международного литературного клуба «Astra Nova», редактор-составитель журнала «Эдита» (Гельзенкирхен), главный редактор альманаха «Астра Нова» (Санкт-Петербург):

«Талейдоскоп», пожалуй, самое необычное и интересное начинание, с которым мне приходилось сталкиваться. Мобильная библиотека, которая не просто завлекает читателя, делая упор на короткую прозу – ну а как иначе в нынешнем суматошном мире? – но и предоставляет ему иные грани творчества заинтересовавшего автора. Например, возможность приобрести полновесную книгу и тут же прочитать, как говорится, не отходя далеко, – что может быть удобнее и приятней. Да и самому автору проект сулит немалые дивиденды. Расширяется круг читателей, критиков, рецензентов. Ведь пользователи Андроида – это не только представители фэндома, что дает автору хорошую возможность представить себя в совершенно иных кругах, нежели прежде. Словом, автор внакладе уж точно не останется. Равно как и читатель.


Но самое главное с точки зрения маркетинга не это – рядом с каждым рассказом выложена подборка книг автора с прямыми ссылками на магазины, где их можно купить. Таким образом, путь от читателя до покупателя максимально ускорен и упрощен. Переход в магазин осуществляется именно тогда, когда еще свежи позитивные впечатления от только что прочитанного рассказа, что также подталкивает пользователя к покупке.

Начав с простой схемы, организаторы Талейдоскопа экспериментируют и с другими моделями маркетинга в рамках приложения. К примеру, уже в третий раз проводится так называемая «Авторская неделя» – когда в течение семи дней добавляются рассказы одного автора, а одна из его книг добавляется в рекламный блок на главной странице. Конверсия переходов в магазины для таких книг в такую неделю существенно выше средней по приложению. Сейчас, в частности, идет авторская неделя Далии Трускиновской в поддержку ее нового романа «Единственные», средства на издание которого собираются на краудфандинговой площадке Планета.

Анна Антонова, директор издательства «Фантаверсум»:

Основная наша задача на сегодня – расширить аудиторию пользователей Талейдоскопа и поддерживать высокий процент их переходов в магазины. Пока конверсия стабильно держится на уровне 5%, что для мобильного приложения считается хорошим показателем. Одновременно мы экспериментируем с разными формами продвижения книг в приложении и не только. Так, для себя (выборка все же пока недостаточно репрезентативна для глобальных выводов) мы развенчали гипотезу о том, что торрентофилы действительно готовы покупать книги. Когда их набежало много, конверсия рухнула в три раза. Что ж, продолжим привлекать пользователей, которые заинтересованы не только в бесплатном чтении, но и в поиске авторов, за книги которых они готовы платить. Иначе продвижение книг через Талейдоскоп авторам и издателям будет неинтересно. И нам невыгодно, все же наш интерес в данном приложении тоже вполне конкретный – увеличение продаж издаваемых «Фантаверсумом» книг.


Таким образом, Талейдоскоп – это потенциально вполне серьезный маркетинговый инструмент, который может поддержать не только малые издательства, но и отдельных авторов в непростых условиях кризиса и общего упадка интереса к чтению. Ведь аудитория у приложения подбирается более чем целевая – только читающие люди, которые готовы платить за книги.
Анна Антонова
Издательство "Фантаверсум"
+7(495)642-31-48
post@fantaversum.ru
Сайт проекта «Талейдоскоп»