НП «Антиконтрафакт» создает новый комитет

4 Июня 2013
По числу домашних питомцев на душу населения Россия занимает третье место в мире после Китая и США. Если в 2003 году приблизительно треть российских семей держала кошек и только пятая часть россиян – собак, то в 2008 году число домохозяйств, содержащих домашних животных, составило 9,87 млн, что соответствовало 39,5% населения страны. Из них 74,8% содержали кошек, а 32,5% – собак. Общая численность других несельскохозяйственных животных – лошадей, грызунов, певчих птиц, пресмыкающихся, земноводных, аквариумных рыбок – на территории России измеряется 30 млн. По статистике Москомстата за 2008 год, в Москве проживает 2 млн. зарегистрированных собак (незарегистрированных в три раза больше, согласно научному исследованию, проведенному факультетом Биологии МГУ), 1,5 млн. кошек и еще никому не известное количество рыб, птиц и других незарегистрированных питомцев (в особенности экзотических, потому как их ввоз в Россию, в основном, осуществляется нелегально).
При этом зооиндустрия занимает внушительную долю рынка. По словам генерального директора Союза предприятий зообизнеса Татьяны Колчановой: оборот мирового зоорынка оценивается в 70 млрд долларов США. К 2013 году доля России в мировом рынке зоотоваров составила 2,4%. Общие тенденции, влияющие на развитие рынка зооиндустрии, – увеличение среднего возраста населения, урбанизация, ослабление семейных уз, увеличение эмоциональной составляющей в отношениях с животными – весьма красноречиво говорят о хороших перспективах развития этой отрасли. Существенная часть продукции и услуг для домашних животных не является лекарственными средствами и ветеринарными услугами, так как не преследует лечебных целей. «Нелекарственная» продукция для домашних питомцев – это полнорационные и неполнорационные корма и лакомства, а также шампуни, гигиенические лосьоны, одежда и амуниция и многое другое. Уже в 2005 году российский рынок полнорационных кормов для кошек и собак составил более 11,9 млрд рублей (400–450 млн долларов США). 21% этих денег россияне потратили на корм для собак, а почти 79% – на корма для кошек. И если в 2004 году лишь треть владельцев предпочитала кормить домашних животных готовыми кормами, то уже в 2008 году количество владельцев собак, кормящих своих питомцев готовыми кормами, составило 55,1%, а для владельцев кошек этот показатель составил 79,1%. Остальные кормят своих питомцев пищей собственного приготовления.
Ведущими игроками рынка кормов для кошек и собак являются транснациональные компании, 80% кормов которых производятся и продаются в России. Но хотя зарубежные производители уверенно доминируют на российском рынке кормов для кошек и собак, российские потребители с каждым годом приобретают все больше отечественной продукции. Ежегодно на кормление и содержание домашних животных москвичи тратят до 300 млн долларов. Рынок кормов для декоративных и певчих птиц, лошадей, грызунов, рыб занимает заметно меньшую долю, но доля отечественных производителей в этом сегменте рынка является более значительной (60–70%). Ассоциация производителей кормов оценивает весь рынок кормов на уровне 1 млрд долларов в год, а сегмент полнорационных кормов для кошек и собак – примерно в 800–850 млн долларов.
За последние 10 – 15 лет значительно расширился ассортимент препаратов ветеринарного назначения, особенно вакцин и диагностикумов. Часть традиционных средств специфической профилактики заразных болезней вытеснили новые, полученные современными генно-инженерными методами. Производятся поликомпонентные (ассоциированные и поливалентные) вакцины, способные защищать животных одновременно от нескольких инфекционных болезней.
Благодаря усилиям отечественных и зарубежных компаний количество лекарственных средств для ветеринарного применения на российском рынке в последние годы увеличилось. Конкуренция способствовала не только расширению ассортимента, но и повышению качества диагностических, профилактических и лечебных препаратов. Вместе с тем чрезвычайное разнообразие их видов и форм затруднило мотивированный выбор потребителем нужной продукции (особенно поликомпонентных вакцин).
В 2011 г. и начале 2012 г. на российский рынок поступило 560 ветеринарных иммунобиологических препаратов (табл. 1), из них 39,4 % были изготовлены 18 зарубежными, а 60,6 % – 26 отечественными предприятиями. Число диагностикумов составило 189, из них 164 (86,8 %) произведены в России и 25 (13,2 %) поступили из-за рубежа. Подавляющее большинство отечественных (73,1 %) и присутствующих на российском рынке зарубежных компаний (11,1 %) производят не более 10 ветеринарных препаратов. От 20 до 50 наименований изготавливают 5 отечественных (19,3%) и 4 зарубежных (22,3 %) производителя. Лидерами являются два российских биопредприятия, поставляющие на рынок до 75 –125 наименований продукции.
Немалую долю рынка занимает сегмент зоогигиенических средств – шампуней, бальзамов, кондиционеров, лосьонов, гелей, кремов и т. д. В этом секторе рынка характерно преобладание доли отечественного ассортимента над импортным: доля отечественных зоогигиенических средств во всем арсенале данного вида продукции для лошадей, кошек, собак, птиц, грызунов составляет не менее 70%. Есть, например, довольно серьезный сектор под названием «зоотехническая продукция»: ошейники, намордники, поводки, сбруи, подковы, а также одежда, аквариумная аппаратура, клетки, вольеры.
Рынок услуг развивается особенно динамично. Организация клубов по породам, уход за домашними любимцами, содержание зоогостиниц, питомников, вольеров, конюшен, аквариумов, транспортировка, разведение, дрессировка, стрижка, туризм с использованием животных, радиоэлектронная идентификация животных, салоны красоты для питомцев – все это не только инвестиции, но уже и реальная прибыль. Одним из актуальных и популярных направлений услуг для кошек и собак становятся гостиничные услуги. Прирост одного рынка гостиниц для домашних животных в России составляет примерно 60% в год. По некоторым оценкам, емкость только московского рынка салонов и парикмахерских для животных составляет 24 млн долларов в год.
Выбрать услуги, например, по дрессировке собак, тоже не просто, так как сертификации и лицензирования в данной сфере не существует.
Одним из лидеров на рынке оказания услуг для домашних животных является агентство UVIVO.
Справка:
Агентство UVIVO работает на рынке зооиндустрии с 2007 года. Генеральный директор – Климова Ольга Сергеевна. UVIVO – это компания, которая ставит своей основной целью оказание высокопрофессиональных услуг по уходу за домашними животными, объединяя профессионалов высочайшего класса для оказания предлагаемых компанией услуг и обучая своих сотрудников не только профессиональным навыкам, но и воспитывая в них ответственное отношение к работе, любовь к питомцам.
При всем этом культура содержания домашних животных в нашей стране находится на довольно низком уровне. Компания UVIVO взяла на себя нелегкую, но очень важную миссию – привить россиянам основы профессионального содержания питомцев.
Компания UVIVO – одно из передовых в России агентств по оказанию профессиональных услуг для владельцев животных. Пять лет назад UVIVO открыла свои двери для первых клиентов – владельцев собак. И уже тогда профессионализм и ответственность сотрудников, доверительные и теплые отношения с руководством выделяли UVIVO среди заведений подобного вида. Постепенно наращивался потенциал компании, росла квалификация сотрудников, расширялся спектр оказываемых услуг. Сегодня UVIVO – незаменимый помощник владельцев собак, кошек, птиц, грызунов, рептилий, аквариумных рыбок, любителей цветов и даже экзотических животных.
Компания объединила специалистов в области зоологии, биологии, этологии, кинологии, филологии, ветеринарии, аквариумистики, зоотехнии, флористики и многих других. Наши сотрудники – лучшие выпускники фундаментальных вузов: МГУ, Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Российского Государственного Аграрного Университета, РУДН. Каждый из них регулярно становится участником тренингов и семинаров, некоторые входят в состав известных по всему миру организаций, например, National Geographic, WWF. Работать в компании UVIVO не только престижно, но и интересно, потому что мы создаем условия для профессионального и личностного роста.
Одна из отличительных особенностей компании – прозрачные отношения с клиентами. Кроме того, мы страхуем питомцев от несчастных случаев и ДМС. Одной из уникальных услуг, оказываемых компанией мы выделяем услугу «Зооняня».
Услуги зооняни появились в России сравнительно недавно. Компания UVIVO одна из первых стала практиковать и развивать данный сервис. Зооняня – лучший помощник владельцам домашних питомцев. Раскроем основные моменты сервиса «Зооняня». Прежде всего, это социализация животного. Каждая молодая собака в первый год жизни формирует свое отношение к основополагающим вещам, она учится жить в предоставленных условиях, познает, что ей можно делать, а что нельзя. Если упустить это время в воспитании собаки, то получить положительные результаты будет крайне сложно. Главная цель социализации – психологическая адаптация животного к окружающему миру: шумным улицам, детям, играющим на площадках, проезжающим машинам, другим животным, членам семьи и приходящим в дом гостям. Наш сотрудник - квалифицированный специалист - будет ежедневно в утвержденные вами часы приезжать и заниматься с вашим питомцем по индивидуально разработанной программе, которую мы составим исходя из ваших пожеланий. Доверьте воспитание своего щенка специалистам компании UVIVO и вы всегда будете им гордиться. Профессиональный уход - В специализированном уходе нуждаются также пожилые собаки и животные, находящиеся в особом положении: беременные, больные, пережившие психологическую травму или жестокое обращение. Очень важный момент – оказание ветеринарной помощи страдающим животным: это и уколы, и перевязки, мониторинг состояния питомца, плановый визит врача-ветеринара. Мы предлагаем также услуги няни-сиделки, которая неотлучно будет находиться рядом с питомцем, проследит за динамикой здоровья и в экстренном случае окажет реанимационную помощь. Кстати, вы можете воспользоваться услугами «скорой помощи» для собак – это тоже особенность нашего сервиса. Поверьте, наша чуткая забота поможет вашей собаке восстановиться как можно скорее. Здоровая и активная собака подарит вам незабываемые эмоции и море позитива! Временная разлука с хозяином - Бывают ситуации, когда мы просто не в силах постоянно находиться с нашим питомцем: отправляемся в путешествие, срочную командировку или вынуждены лечь в больницу. Нахождение собаки в непривычных для нее условиях, пусть даже и очень комфортабельных может нанести ей психологический стресс и тем самым навредить здоровью.Зооняня - отличная альтернатива зоогостинице в такой ситуации.Если собака привыкла к вашему дневному отсутствию, но всегда с нетерпением ждет вас вечером дома, то мы готовы предложить вам няню на ночь. Наш сотрудник придет к вечерней прогулке, выгуляет питомца, помоет лапки, покормит и останется с ним до утра, выполнив все необходимые процедуры.
Как говорит генеральный директор компании UVIVO О. Климова: «Наши клиенты – это наши самые близкие друзья, а их питомцы – наши подопечные. Мы стараемся прочувствовать душу и характер каждого животного, мы любим его наравне с вами. Мы подскажем вам, чем кормить любимца, поможем обучить его необходимым навыками, привьем благородные манеры, проследим за его состоянием и здоровьем. Подошло время очередной прививки? Мы вам напомним о ней. В скором времени потребуется плановый осмотр? Мы не забудем вам его предложить. С каждым питомцем мы дружим с первой встречи и до последнего дня жизни.»
Компания UVIVO большое внимание уделяет поддержке многих социальных программ. Одной из приоритетных мы считаем волонтерскую деятельность. Помогает пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной войны с выгулом собак, мытьем лап, кормлением, лечением и не только. Тесное общение с некоторыми животными помогает– детям-инвалидам и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Зачастую люди, которых покусала собака, начинают панически бояться даже самого добродушного пса. Иногда этот страх растет и усиливается и не проходит долгие годы. Кинологи UVIVO помогают справиться со своими фобиями и вновь обрести веру в себя. Не менее важна для UVIVO и судьба бездомных животных. Компания помогает многим приютам для бездомных животных. С 2013 года UVIVO - член Некоммерческого партнерства "Международный альянс по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции "Антиконтрафакт".
Именно руководство UVIVO обратилось в НП «Антиконтрафакт» с предложением о создании в рамках Некоммерческого партнерства Комитета по зооиндустрии. Данная инициатива была поддержана и был создан Комитет, целями которого являются:
• формирование цивилизованного рынка товаров и услуг в зообизнесе России;
• контроль за качеством товаров и услуг, а именно: корма для животных, ветеринарные услуги, фармацевтика (лекарственные препараты, вакцины, витамины, БАДы и прочее), лакомства, аксессуары, мебель (вольеры, аквариумы, террариумы и прочее), специализированные выставки, услуги дрессировщиков, зоопсихологов, зоогостиницы;
• лицензирование и стандартизация услуг в зооиндустрии;
• обучение и повышение квалификации специалистов, предлагающих услуги в зообизнесе;
• работа по стандартизации применяемых в России методик дрессировки в соответствии с законодательством РФ (ст.245 УК РФ «о жестоком обращении с животными»);
• формирование культуры содержания животных в России;
• изучение и анализ работы компаний, работающих в зообизнесе;
• создание инфраструктуры для комфортного содержания и воспитания животных.
Созданный в НП «Антиконтрафакт» Комитет по зообизнесу сегодня готовит Круглый стол «Ветеринарные препараты: проблемы качества, противодействие контрафакту и фальсификату». Тема Круглого стола выбрана не случайно: применение ветеринарных препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации; препаратов, качество которых официально не подтверждено; препаратов, зачастую нелегально ввезенных и реализуемых - может и наносит вред здоровью животных, существенный экономический ущерб заводчикам, тяжелейшие моральные травмы хозяевам. Сложившаяся в зооиндустрии ситуация требует совместного грамотного, комплексного и системного подхода, который может быть разработан только в сотрудничестве государства, бизнес структур и иных заинтересованных организаций и сообществ. Мы надеемся, что Круглый стол выявит проблемы, стоящие сегодня в зооиндустрии в области производства, реализации и применения ветпрепаратов и наметит действенные шаги по решению этих проблем.
Квасова Светлана
НП "Антиконтрафакт"
125124, г. Москва, 3-я ул. Ямского поля, д.2, корп. 7, тел. +7(495) 542-73-78, тел./факс. +7 (499) 557-03-77;
o.klimova@anti-counterfeiting.ru