Круглый стол «Инновации в коммуникационном пространстве. New media» предваряет The Baltic PR Weekend 2010

21 Апреля 2010
16 апреля в Санкт-Петербурге, в преддверии десятой, юбилейной конференции The Baltic PR Weekend, прошел круглый стол «Инновации в коммуникационном пространстве. New media». Встреча стала продолжением одноименной дискуссии, открытой на девятой конференции: по традиции, в течение года организаторы повторяют самый рейтинговый круглый стол предыдущего The Baltic PR Weekend.
Модерировал обсуждение Владимир Магеров, первый заместитель председателя совета Российской ассоциации электронных коммуникаций. Спикерами круглого стола стали представители индустрии нью-медиа, а экспертами выступили представители традиционных СМИ и государственных структур: главный редактор «Коммерсантъ – Санкт-Петербург» Андрей Ершов, генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад» Андрей Шамрай, пресс-секретарь Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Ольга Волкова и ведущий специалист-эксперт отдела коммуникативных технологий Министерства промышленности и торговли РФ Алена Шипилина.
Открывая встречу, Андрей Баранников, вице-президент РАСО и генеральный директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy, вспомнил, что когда лет пять назад Мэтью Андерсон, в то время глава Ogilvy PR Worldwide в регионе EAME, рассказывал на The Baltic PR Weekend о блогах, участники не верили в то, что “new media” приживутся в России. Сейчас жизнеспособность и влиятельность последних ни у кого не вызывает сомнений.
По словам Владимира Магерова, активное развитие рынка электронных медиа в России обратило на себя внимание и бизнеса, и правительства: так, при профильных госструктурах создаются советы по новым СМИ. Однако широкие возможности продвижения, которые социальные медиа открывают для компаний, ставят вопросы этики: преследуя собственные интересы, бизнес зачастую забывает об образовательной и воспитательной функции СМИ.
Главный редактор интернет-журнала «Частный корреспондент» Иван Засурский, один из самых популярных спикеров The Baltic PR Weekend 2009, представил свой взгляд на состояние и перспективы российского медиарынка. Позиции традиционных СМИ в последнее время сильно пошатнулись: во-первых, под влиянием кризиса и, во-вторых, потому, что они все больше уступают социальным медиа с точки зрения своей эффективности как рекламоносителей. Одна из причин тому – переход аудитории на новые способы потребления медиаконтента, в частности, через социальные сети и мобильные телефоны. На рынке электронных СМИ возникают новые бизнес-модели, при которых изданию удается собрать стабильную и «качественную» аудиторию, минимизируя затраты на контент (пример – портал Lookatme, информационное наполнение которого полностью обеспечивают сами пользователи). Как российский медиарынок будет развиваться дальше, г-н Засурский предсказать пока затрудняется, однако рекомендует традиционным СМИ идти по пути максимальной интеграции с социальными сетями. Тем более, в данной области Рунета сейчас усиливаются позиции глобальных игроков – в частности, международной социальной сети Facebook, составляющей уверенную конкуренцию российской «ВКонтакте».
Развитие социальных медиа, по словам Ивана Засурского, коренным образом изменило социальную реальность. Коммуникационное пространство стало абсолютно прозрачным, от чего страдают прежде всешл крупные корпорации и государственные органы: прежде ощущавшие себя абсолютно защищенными, данные структуры теперь страдают из-за собственной закрытости и неспособности быстро отвечать на изменения в информационной среде. В качестве примера спикер привел недавнее ДТП с участием вице-президента «Лукойл»: именно в социальных медиа началась волна негатива в адрес компании, которая выплеснулась в реальные действия автомобилистов, отказывавшихся заправляться на станциях «Лукойл». «Сила пиарщиков новой эпохи, – заключил Иван Засурский, – в том, чтобы умело и оперативно реагировать на то, что делает аудитория». Другие важные принципы поведения в социальных медиа – правдивость и конструктивность: «Современное информационное пространство – как айкидо: тот, кто ведет себя неправильно, добавляет энергии противнику, поскольку эта среда очень реактивна», – считает спикер.
В качестве позитивного примера использования силы new media спикеры привели одну из государственных инициатив: в Facebook была создана группа, через которую российские ученые стали находить зарубежных инвесторов для своих разработок.
Александр Данилов, директор московского представительства компании «Бампо», рассуждал о new media как о перспективном канале для инвестиций. По его словам, препятствием для развития новых технологий онлайн-коммуникаций является привязанность компаний-клиентов к традиционным инструментам и показателям эффективности и недоверие к инновационным решениям. По его мнению, компании, развивающие новые технологии, испытывают острую потребность в поддержке агентств как «переводчиков», способных рассказать клиенту о преимуществах new media. «Пока компании не сделают шаг навстречу новым трендам и не решатся инвестировать в них хотя бы малую часть бюджета, последние так и будут находиться в зачаточном состоянии», – уверен спикер. С ним согласился Андрей Баранников, отметивший, что индустрия new media в России сейчас находится на том же этапе, что PR-индустрия лет десять назад, когда практически каждому клиенту приходилось объяснять, что такое «связи с общественностью». Эксперты, со своей стороны, отметили, что для того, чтобы новые технологии прижились, должны быть выработаны четкие критерии эффективности их применения.
Тем не менее, позитивная динамика налицо: все больше компаний и организаций обращаются к новым коммуникативным форматам. Наталья Макаркина, начальник отдела коммуникативных технологий Министерства промышленности и торговли РФ, на конкретных примерах рассказала о том, как министерство использует технологии онлайн-коммуникаций для информационной поддержки своей деятельности и оперативного решения проблем.
Диалог профессионалов о тенденциях и перспективах развития новых медиа продолжится на десятой, юбилейной конференции конференций The Baltic PR Weekend, которая состоится 16-17 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге.
Елена Лазаренко
SPN Ogilvy, Северо-Западное отделение РАСО
(812) 3800007,
e.lazarenko@spnogilvy.ru