Российские и китайские транснациональные компании: операционные трудности и вызовы кризиса

18 Июня 2009
Москва, Пекин, 18 июня 2009 г. – На фоне глобального экономического кризиса транснациональные корпорации (ТНК) из развивающихся стран называют и «жертвами»собственного успеха, и победителями, превзошедшими конкурентов. Более пристальный взгляд на текущую ситуацию показывает, что хотя финансовый кризис и падение спроса серьезно отразились на ТНК, большинство из них выдержали испытания и смогли по меньшей мере предотвратить развал своей недавно созданной международной структуры. Однако, на сегодня еще трудно прогнозировать, смогут ли они управлять накопленными активами последовательно и эффективно. Перед ними встает множество серьезных задач, одни из которых связаны со страновыми факторами, другие вызваны культурными различиями, третьи — относительным недостатком опыта управления межнациональной структурой.
Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО представляет очередное исследование «Операционные трудности российских и китайских транснациональных компаний». В ходе исследования были проанализированы кейсы 92 китайских и 55 российских транснациональных компаний, и выявлены 6 основных трудностей, стоящих перед этими компаниями в новых экономических условиях, а также предложены рекоммендации для эффективного решения этих проблем. В данном исследовании акцент сделан на вопросах, характерных для международной экспансии ТНК из развивающихся стран. В работе преимущественно анализируются проблемы, возникающие после заключения сделок, а не в процессе их подготовки и подписания..

Согласно результатам исследования СКОЛКОВО, одним из больших препятствий для транснациональных корпораций является неподходящая организационная модель, тормозящая их международное развитие. Во многих крупных компаниях, как в Китае, так и в России, сохранились бюрократические структуры, оставшиеся со времен государственной собственности. Такие структуры могут создавать серьезные сложности для выхода на международные рынки. Например, одна из крупнейших нефтедобывающих компаний в Китае — Sinopec — состоит из двенадцати крупных региональных подразделений. Поскольку эти подразделения преследовали разные политические и экономические интересы, они и на международный рынок выходили по отдельности, в результате чего возникло множество дублирующих инвестиционных проектов и началось «поедание» ими друг друга. В конце концов компании пришлось в 2003 году создать международное бизнес-подразделение и возложить на него обязанности по управлению всей международной деятельностью. Сегодня транснациональным компаниям следует создавать масштабируемую структуру, а также разделять ответственность локальных офисов и корпоративного центра - это позволяет отделить стратегические функции от операционных.

Другое «слабое звено» транснациональных корпораций в процессе управления зарубежными подразделениями – неэффективная передача знаний и опыта. В последние годы целью международных инвестиций для многих китайских и российских компаний было приобретение новых знаний. Это связано, в основном, с тем, что совместные предприятия не дают ожидаемого эффекта: хотя иностранные компании заинтересованы в выходе на новые рынки в обмен на технологии, многие из них неохотно делятся ключевыми знаниями со своими партнерами из развивающихся стран. Так, например, несмотря на то, что у компании SAIC есть совместные предприятия с концернами GM и Volkswagen, основные детали их совместной продукции приходится импортировать. Поэтому компания SAIC прибрела корейский концерн SsangYong, чтобы получить такие технологии, как, например, гибридные двигатели.

Однако далеко не все преимущества таких приобретений (и даже создания за рубежом научно-исследовательских центров) удается материализовать. Причины тому — культурные различия и сложность процесса управления знаниями.

Успешное получение знаний от зарубежных компаний вполне возможно. Например, приобретение ПК-подразделения IBM позволило компании Lenovo получить технологию создания ноутбуков. Благодаря этой сделке компания завладела не только запатентованными технологиями IBM, но и научно-исследовательскими мощностями и специалистами. Однако передача знаний часто требует серьезных усилий по изменению процесса управления знаниями в компании-«источнике».

Накопленные в зарубежной дочерней компании знания сложно получить, но это не самая большая проблема. Чтобы эффективно применять эти знания и интегрировать их в свою структуру, должна измениться сама организация.

Среди других операционных трудностей, озвученных в исследовании СКОЛКОВО - недостаток подготовленных кадров, урегулирование трудовых отношений и политические и законодательные риски, а также низкая узнаваемость бренда. Основные рекомендации по решению этих проблем - вовлечение локальных сотрудников в менеджмент компании и создание международной команды, дифференцирование HR стратегии и трудовых отношений в зависимости от страны, тщательное изучение информации, касающейся политических и законодательных аспектов в стране и развитие механизмов риск-менеджмента.


Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО

Расположенный в Пекине, Китай, Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО является центром знаний по динамичным рынкам, таким как Россия, Китай и Индия. Руководителем Института является Профессор Сёнг Хо «Сэм» Парк.
В фокусе Института исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО – проведение исследований и формирование знаний по таким направлениям, как макроэкономика, государственная политика, промышленность, развитие новых технологий, корпоративные стратегии и др. в странах с быстрорастущей экономикой. Результаты исследований Института будут представлять практическую ценность для представителей бизнеса, государственных структур и общества в целом.
Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО ставит целью стать международным аналитическим центром, в деятельность которого будут вовлечены ученые из разных стран. Результаты исследований Института будут представлены на конференциях, форумах, круглых столах, опубликованы в отчетах, статьях, книгах.

Московская школа управления СКОЛКОВО
Московская школа управления СКОЛКОВО – совместный проект представителей российского и международного бизнеса, объединивших усилия для создания с нуля бизнес-школы нового поколения. Делясь практическими знаниями, Московская школа управления призвана воспитывать лидеров, рассчитывающих применять свои профессиональные знания в условиях быстрорастущих рынков. СКОЛКОВО отличают: лидерство и предпринимательство, фокус на быстроразвивающиеся рынки, инновационный подход к методам обучения.

Проект Московской школы управления СКОЛКОВО реализуется по принципу частно-государственного партнерства в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование». Проект финансируется исключительно на средства частных инвесторов и не использует средства государственного бюджета. Председателем Международного Попечительского совета СКОЛКОВО является Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

С 2006 года СКОЛКОВО проводит краткосрочные образовательные программы Executive Education для руководителей высшего и среднего звена – программы проходят в открытом формате, а также специализированные, разработанные по запросу компаний комплексные модули. С января 2009 года стартовала программа Еxecutive МВА, набор в следующий класс, который начнет обучение в январе 2010 года, уже открыт. Завершается набор первого класса студентов на международную программу Full-time MBA, обучение начнется в сентябре 2009 г. Уникальный кампус СКОЛКОВО откроет двери для гостей в сентябре 2009 года.


КОНТАКТЫ ДЛЯ СМИ
Московская школа управления СКОЛКОВО
Россия, 115035, Москва
1-й Кадашевский пер., 10 стр.3
тел./факс: +7 495 580 30 03

Оксана Григорова,
Директор по связям с общественностью
oxana_grigorova@skolkovo.ru
моб.: +7 903 777 84 68

АДРЕС В ПЕКИНЕ
Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО // SKOLKOVO Institute for Emerging Market Studies

Китай, 100101, Пекин
Unit 1607-1608, North Star Times Tower
No. 8 Beichendong Road, Chaoyang District
тел./факс: 86-10-6498-1634
Олеся Кузьминская
СКОЛКОВО