Битва за социальную рекламу продолжается

26 Января 2009
Принятая 19 декабря 2008 года в первом чтении Госдумой РФ вторая редакция законопроекта N95177-5 "О внесении изменений в ст.10, 33 и 38 ФЗ "О рекламе" не была согласована с Правительством РФ, сообщила референт Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Елена Бунина на расширенном заседании рабочей группы Общественной палаты РФ по экспертизе проекта ФЗ "О внесении изменений в ст.14 ФЗ "О рекламе", которое прошло 20 января в палате. О второй редакции законопроекта, которую 15 декабря 2008 года внесли в Госдуму депутаты Т.Яковлева, Г Ивлиев, В. Мединский, С. Железняк, Д. Вяткин, Р. Кармазина, рабочая группа палаты узнала в день прохождения первого чтения, заявила председатель рабочей группы по рекламе Елена Зелинская.

Суть первой редакции законопроекта (внесенной депутатами Госдумы 28 августа прошлого года) сводится к фразе «хотим, чтобы все было хорошо», отметила она. «Мы согласились с подобным посылом и предложили доработать предложения депутатов, что и сделали совместными усилиями Госдумы, Общественной палаты и экспертного сообщества», - сообщила Е.Зелинская и подчеркнула, что, не прислав новую редакцию законопроекта в палату для проведения общественной экспертизы, Госдума нарушила действующий порядок принятия законодательства. Общественная экспертиза второй редакции законопроекта будет подготовлена на основе предложений экспертов расширенной рабочей группы палаты и направлена в Госдуму в первых числах февраля. «Нам нужно получить такой закон о рекламе, который не утопит ни рынок социальной рекламы, ни рынок СМИ», - подчеркнул президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин.

Среди вопросов, по которым по-прежнему не удается достигнуть консенсуса, - введение категории платности для социальной рекламы. «Право СМИ размещать социальную рекламу безвозмездно должно быть законодательно прописано в ФЗ «О рекламе». А вот пользоваться им или нет – решать рекламораспространителям», - убеждена директор Агентства социальной информации Елена Тополева. В свою очередь гендиректор консалтингового агентства «ФЕНЕК 1» Дмитрий Бадалов считает введение категории платности для рекламы избыточным. До тех пор, пока, согласно букве закона, социальная реклама является подвидом рекламы коммерческой, она будет размещаться преимущественно на платной основе, заявил он и сослался на Гражданский кодекс РФ. Вопрос о целесообразности вынесения положений о социальной рекламе в закон о СМИ или отдельный закон также остается дискуссионным - представители третьего сектора и депутаты опасаются, что такое решение приведет к исчезновению социальной рекламы из СМИ. А вот нелегитимность ФАС в вопросе предоставления рекламодателям сертификатов о соответствии их продукции критериям социальной рекламы признана большей частью участников встречи. «Я не думаю, что данное ведомство готово к большому объему незапланированной работы. При таком раскладе ФАС придется либо раздавать сертификаты всем подряд, либо складывать их в стол», - убежден управляющий партнер Московского бюро Коллеги юристов СМИ Федор Кравченко. Кроме того, согласно принятой в первом чтении редакции законопроекта, вся ответственность за размещение на условиях социальной рекламы коммерческой лежит на рекламораспространителях, - а потому и решение о соответствии того или иного материала критериям социально-значимого сообщения, должны принимать они, считают эксперты. Если предложенная депутатами редакция законопроекта будет принята без существенных изменений, понятие социальной рекламы в России сузится до понятия государственной, подчеркнула доцент ГУ – ВШЭ, директор АНО «Лаборатория социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили.
Титов Алексей
АНО "Лаборатория социальной рекламы"
info@soclaboratory.ru