Интервью с чешским ювелиром Александром Беловым, создателем яиц в стиле Фаберже

27 Октября 2014
21 октября 2014 года Чешский монетный двор провёл в Праге презентацию драгоценных яиц в стиле Фаберже, изготовленных к 200-летию родоначальника ювелирного рода Густава Фаберже.
Автором золотых и серебряных яиц в стиле Фаберже стал чешский ювелир российского происхождения Александр Белов, многократный лауреат и победитель престижного конкурса ювелиров и часовщиков Чехии «Драгоценность года».
О том, как лучше работать – головой или руками, чем похожи профессии ювелира и поэта и о том, как носить драгоценности Александр Белов рассказал выпускающему редактору ПТ Александре Барановой.

Александр, как бы Вы представились, если бы Вас попросили это сделать в двух словах?
Я – коренной москвич.
Москва же – город возможностей, да ещё для человека Вашей профессии. Почему Вы уехали?
Вы помните, как в конце девяностых начали взрываться дома? Проснуться под обломками и увидеть погибших близких я бы не хотел. В Чехии – тихо, спокойно. К тому же тот, кто умеет или может что-то делать – головой или руками – всегда и везде заработает.
Какая работа, по-Вашему, лучше, руками или головой? Есть профессии, о которых говорят: «Эти люди делают деньги из воздуха».
Тут кому как дано. Кто-то умеет руками, кто-то – головой. Но головой однозначно заработаешь больше. Я окончил курсы специалиста по ценным бумагам при министерстве финансов, например, можно было и в этой сфере себя попробовать.
Не захотели?
Мне ювелирное дело было к тому моменту уже очень интересно, я работал уже в этой сфере профессионально. Начинал как самоучка, правда.
Расскажите, как начали?
Началось с того, что, будучи школьником, сделал я из дерева кораблик – Алые паруса. Маленький, не больше спичечной коробки, для одноклассницы, у которой был день рождения. Влюблён, как Вы понимаете, был по уши. Подарил, всем понравилось, хоть восторга, на который я рассчитывал, и не было. Кораблик поставили на шкаф, потом начались пляски-танцы, кораблик в итоге со шкафа свалился, его раздавил кто-то. Обидно было, жуть!
После кораблика и увлеклись?
Не сразу. Кораблик был классе в десятом. Потом был геологоразведочный институт, два раза на полевые работы ездил. Камни разные собирал, поделочные в том числе, и начал постепенно из них что-то делать. Камни ведь просто так в кармане таскать не будешь – и начал я оправы делать, сначала из мельхиора, потом из серебра. Так и завертелось. Одиннадцать лет я дома, для себя работал, а в 91-м году на фирму пришёл.
Меня взяли учеником ювелира-модельера, 200 рублей зарплата. Я проработал там четыре месяца и очень многому научился. Я же раньше делал всё «на коленке» и по учебникам, а тут увидел, как работают профессионалы. Меня очень интересовал процесс: как крепить камни, как паять? Я подходил, спрашивал, смотрел, учился… Потом я ушёл в другое место, потом в третье, а потом перебрался в Чехию.
Язык как учили?
Жена – преподаватель английского, говорит на нём свободно, но чешский из нас ни один не знал. Купили телевизор и стали смотреть сериалы на чешском – самые что ни на есть дурацкие. Так и выучили разговорный чешский. Новости, разумеется. Помню, тогда как раз шла речь о затонувшем «Курске», о взрыве на Останкинской телебашне…
И, конечно, книги. Купили в антикварном магазине словарь в шести томах, издание 60-х годов, чешско-русский, и по нему учили лексику. Например, договор о найме – мы тогда квартиру снимали в городе Литомнержице – я перевёл с его помощью. А теперь я уже всё собрание сочинений Достоевского на чешском прочитал – 1930 года выпуск, в кожаной обложке. В школе-то это обязаловка была (кстати, «Преступление и наказание» я тогда так и не осилил).
Вы практически всю жизнь – если кораблик считать – в ювелирном деле. Сколько, по Вашим примерным подсчётам, Вы уже успели сделать?
Даже не знаю. Много. По отчётности у меня проходит в обработке около 400 грамм золота в год. То есть, если считать, что 5 грамм уходит на одно изделие, то это около 80 изделий в год, то есть четыре-пять изделий в месяц. Я изготавливаю серьги и кольца. Цепочки не делаю. В среднем, иногда работа пару недель занимает, иногда пару дней – зависит от сложности изделия.
Приличное количество изделий. Откуда идеи берёте?
У меня много книг по ювелирному искусству. Всё идёт из книг и головы. Как поэт пишет стихи – так и у меня рождаются изделия.
Поэты, однако, чаще всего пишут гениальные произведения в минуты душевных переживаний.
Ну, не постоянно же они переживают – это тяжело. Некоторые пишут на заказ, но я этого не понимаю, для меня это – не поэзия. Я и сам не за все заказы берусь.
Почему?
Клиент, например, не нравится. Для меня очень важен положительный контакт с клиентом. Когда он мне доверяет, то я могу сделать что-то действительно хорошее. А когда начинаются необоснованные капризы: «Давайте эту веточку оторвём и приделаем её сюда, а вот эту сюда…» - нет, так я могу работать. Один раз попался клиент, который заказал кольцо с сапфиром. Так мне три раза пришлось переделывать, пока я не получил идеальный вариант!
Кто чаще приходит – мужчины или женщины?
Женщины, конечно. Они более активные в этом вопросе.
Вы повторяете изделия или Вы против копий?
Почему не повторить, если человеку хочется. К тому же и так все друг у друга идеи воруют. К тому же я не конкурент Tiffany: такие сумасшедшие цены на изделия – лишь из-за марки, а модели изделия у них классические, такие многие делают.
У Вас есть своя «фишка»?
Да. Я везде использую специальную сетку, Я делаю специальную подложку под камень, чтобы его было видно. Он должен быть, в идеале, чистый и находиться как бы в воздухе, без глухой оправы, чтобы свет на него падал со всех сторон, и чтобы он играл всеми красками.
Как Вы относитесь к моде на ювелирные изделия?
Я – консерватор и сторонник старой ювелирной школы, которая была в конце XIX – начале ХХ века. Мне очень близок модерн. Сегодня есть интересные, свои тенденции у каждой ювелирной фирмы: у Tiffany – лёгкие, тонкие изделия, у Cartie – кошачья, пантерная тематика, которая мне, кстати, не очень нравится.
Как правильно носить драгоценности?
Когда говорят о том, что если носить ювелирные изделия, то комплектом, я с этим согласен. Всё-таки лучше, чтобы на руках и в ушах было одно и то же, в одном стиле. Иногда как увидишь на каждом пальце по кольцу – эдакий светофор, и все в разном стиле – вот это ужас!
ВСТАВКА: Александр Белов родился и вырос в Москве, переехал в ЧР в 2000 году. Неоднократно становился лауреатом чешского конкурса «Ювелир года». В 2011 г. стал абсолютным победителем этого конкурса, завоевав первые места в двух главных номинациях – «Украшение как произведение искусства» и «Украшение как коммерческий продукт». В общей сложности Александр Белов четыре раза занимал первое место на конкурсе «Ювелир года», два раза – второе и четыре раза – третье.
Оксана Комиссарова
Essential communications