Оценка работа правительства Крыма и Севастополя с обращениями граждан

23 Декабря 2020
Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на пресс-конференции, заметил, что «нет ничего более ценного, чем прямое общение с людьми, возможность услышать их мнение».
Руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин считает, что «обратная связь является крайне важным инструментом для того, чтобы настраивать систему государственного управления».
Одной из площадок для обеспечения обратной связи власти и общества является работа с обращениями граждан.

Крымский филиал ФоРГО провел сравнительный анализ работы с обращениями граждан в правительствах Республики Крым и Севастополя. В качестве оценки такой работы были выбраны 10 критериев (см. табл.)

Руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева считает, что эффективность коммуникаций между региональной властью и населением имеет общественно-политическую значимость. Представляя результаты сравнительного анализа, она констатирует, что правительство Севастополя получило более высокую оценку за работу с обращениями граждан (95 баллов из 100), чем крымское правительство (75 баллов).

Снизили общую сумму оценок правительства Республики Крым следующие позиции:
•    Отсутствие оперативной информации. На момент окончания исследования (20 декабря 2020 г.) на сайте крымского правительства отсутствовала информация о работе с обращениями граждан за III квартал.
•    Несоблюдение периодичности размещения информации о работе с обращениями граждан. Если на сайте правительства Севастополя размещены ежемесячные и квартальные отчеты, то на сайте Совета министров Республики Крым за этот год размещены только 2 отчета – за I и II кварталы. При этом нарушается Распоряжение главы Республики Крым «О мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан», подписанное Сергеем Аксёновым еще в ноябре 2019 года. В этом распоряжении говорится о необходимости размещать статистическую и аналитическую информацию о работе с обращениями граждан на портале крымского правительства ежемесячно.
•    Анализ динамики обращений в адрес президента в Севастополе и Крыму пришлось сравнивать только за первое полугодие 2020 года, т.к. на сайте крымского правительства отчет за III квартал на 20 декабря не был представлен. Сравнение динамики таких обращений показывает, что их количество растет в обоих регионах (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Севастополе количество таких обращений увеличилось с 907 до 1023, в Республике Крым – с 3229 до 3612). Но удельный вес обращений к президенту от числа всех обращений в регионе в Севастополе снизился с 11,73% до 8,85%, а в Крыму хоть и незначительно, но все-таки увеличился – с 22,16% в первом полугодии 2019 г. до 22,19% в первом полугодии 2020 г.
•    В остальных критериях правительства Крыма и Севастополя получили одинаковые оценки


Методика оценки правительства по работе с обращениями граждан
•    Работа с обращениями граждан оценивалась по 10-ти критериям (см. таблицу).
•    Вес каждого критерия составлял 10 баллов.
•    Первые 5 критериев позволяли получить по 10 баллов в том случае, если на сайтах правительств присутствовала указанная информация, и 0 баллов, если информация отсутствовала.
•    Наличие нормативно-правовых актов по работе с обращениями граждан (федеральных и региональных) оценивались в 10 баллов, если кроме федеральных актов приняты и региональные акты, регламентирующие такую работу (указы, инструкции и т.п.) Если же региональные акты отсутствуют, то оценка снижалась до 5 баллов.
•    Организационно-технологическая доступность оценивалась в 10 баллов, если на сайте правительства существует возможность отправить обращение без регистрации. Возможность отправить обращение только через сайт «Госуслуг» оценивалась в 5 баллов.
•    Оперативность размещения информации предусматривала наличие информационно-статистического отчета о работе с обращениями граждан в последнем квартале. 10 баллов, если такой отчет был представлен на сайте, и 0 баллов, если такого отчета на сайте не было.  
•    Критерий соблюдения периодичности размещения информации по работе с обращениями граждан предусматривал наличие ежемесячных отчетов о работе с обращениями. 10 баллов, если такие отчеты были представлены на сайте, и 0 баллов, если таких отчетов на сайте не было.
•    Критерий динамики обращений граждан к Президенту Российской Федерации в общей численности обращений граждан в регионе оценивался в 10 баллов, если доля обращений к президенту в общем количестве обращений снижается и в абсолютных, и в относительных показателях; 5 баллов, если один из этих показателей растет, а второй снижается; 0 баллов, если оба значения увеличиваются.
руководитель крфмского филиала ФоРГО Наталья Киселева
пресс-служба крымского филиала ФоРГО
+79787815015
nvkis60@mail.ru