Женское предпринимательство – выбор смелых

17 Сентября 2014
По результатам исследования "Женщина и бизнес", проведенного RB.ru совместно с Центром предпринимательства в августе-сентябре 2014 года, были получены результаты, отражающие состояние предпринимательской активности среди женщин-предпринимателей и отношение женщин к возможности построения карьеры предпринимателя.
Основные выводы исследования:
50% заявили, что в России предпринимательство - смелый выбор для женщины. 30% участников исследования считают, что это свобода - живешь и работаешь так, как хочешь. А вот 7% высказались, что это невозможно: в нашей стране нет условий для женщин-бизнесменов. Примерно равное количество респондентов считают, что предпринимательство прибыльно (5%) и, напротив, убыточно (4%). Еще 4% опрошенных полагают, что предпринимательство - это несерьезно, и так нельзя построить успешную карьеру.
Более трети респондентов (39 %) считают, что у женщин в России есть ряд трудностей с открытием собственного бизнеса - нет времени, денег, ресурсов. Среди других проблем, которые мешают большему количеству россиянок заниматься бизнесом, респонденты назвали нехватку опыта (19%), слишком малое количество примеров успешных женщин-предпринимателей (15%), недостаток образования (11%) и нехватку технологической базы (10%).
Факты, благоприятствующие созданию собственного бизнеса - карьерные амбиции и потребность реализации себя в бизнесе (38%), ответственность перед семьей и необходимость зарабатывать (20%), внутренняя потребность в творчестве (17%). 12% опрошенных отметили, что женщинам помогает поддержка родных и друзей.
Большинство (60%) отметило, что "неженских" сфер бизнеса в принципе нет, по 9% респондентов отнесли к этой категории IT и производство, 8% - инновационные и высокие технологии, 7% - логистику и перевозки.
Примером предпринимательского таланта среди российских бизнес-вумен:
- для 19% респондентов служит основательница World Class Ольга Слуцкер,
- для 15% - соосновательница "Лаборатории Касперского" и InfoWatch Наталья Касперская,
- по 13% голосов получили соосновательница фармацевтической компании "Эвалар" Лариса Прокопьева и основательница продуктовой сети "Бахетле" Муслима Латыпова.
Среди зарубежных предпринимательниц наибольшей популярностью пользуются:
- телеведущая и основательница американского кабельного телеканала OWN Опра Уинфри (26%)
- соосновательница ювелирной компании Pandora Винни Эневольдсен (13%)
- биотехнолог и владелица компании 23andMe Анна Войжитски и совладелица L’Oreal Лилиан Беттанкур, набравшие по 12% голосов.

Из женских благотворительных проектов наибольшее уважение вызывают "Подари жизнь" Чулпан Хаматовой (55%), "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой (18%) и фонд Анджелины Джоли и Бреда Питта (13%).
Как и зачем мотивировать женщин выбирать карьеру предпринимателя
Чтобы больше женщин выбирали карьеру предпринимателя, по мнению 41% респондентов, необходимо обеспечить женщин-предпринимателей информацией по вопросам открытия собственного бизнеса и дать возможность обучаться. 24% в качестве действенного средства видят создание общественных организаций для помощи и взаимодействия женщин-предпринимателей. По мнению 16% опрошенных, помогут специальные условия по привлечению финансирования для женщин-предпринимателей. 14% участников исследования предлагают ввести дополнительные льготы для женщин-предпринимателей в определенных сферах бизнеса (налоговые, льготы по арендной ставке).
Виктор Седов, исполнительный директор "Центра предпринимательства", комментирует актуальность проблемы популяризации среди женщин построения карьеры в сфере предпринимательства: "Сегодня деловые проекты, созданные нашими соотечественницами, наглядно демонстрируют неисчерпаемую креативность, передовую инновационность и технологичность в рамках четко спланированных и реализованных бизнес-стратегий. За последние годы женщины в России стали создавать самые разные бизнесы - от небольшого туристического агентства или магазина модной одежды до промышленного производства, сервисной инженерной компаний и даже IT-компаний мирового уровня. Я искренне восхищаюсь Натальей Касперской, Марией Малыхиной, Натальей Матвеевой и другими женщинами-предпринимателями. Когда я вижу их успехи и постоянно генерируемые новые идеи, я все больше укрепляюсь в уверенности, что женщины в бизнесе - это огромный потенциал для экономики России, который необходимо развивать и поддерживать".
Статистика: количество предпринимателей среди женщин и мужчин в России сравнялось
Несмотря на то, что к женскому предпринимательству (и предпринимательству в целом) часть россиян относится пока настороженно, динамика его развития внушает оптимизм. Согласно данным исследования "Глобальный мониторинг предпринимательства", количество новых предпринимателей (т.е. стартапов) в России в 2013 году увеличилось на 25% - благодаря этому, Россия поднялась на восемь строчек в рейтинге стран по уровню предпринимательской активности. Сейчас Россия занимает 60 место в рейтинге, однако опережает по данному показателю Германию, Италию, Францию и Японию. Статус предпринимателя положительно оценили 68% респондентов.
В 2013 году Количество женщин, открывающих свой бизнес практически сравнялось с количеством мужчин-предпринимателей: в 2006 году количество женщин, решивших открыть собственный бизнес, было втрое меньше, чем количество мужчин. Активнее всего количество предпринимателей растет в мегаполисах и городах с населением от 100000 до 500000 человек. Стоит отметить, что предпринимателей, довольных уровнем своих доходов и получающих удовольствие от работы, больше, чем наемных сотрудников. При этом лишь 28% бизнесменов отметили, что обладали достаточным уровнем знаний и опыта для открытия собственной компании.

О Центре предпринимательства
Центр предпринимательства (Центр) занимается поддержкой и развитием предпринимательства в России. www.cfe.ru
Елена Артемьева
New Digital