Проверка на «вшивость КСО»: нефинансовый отчет Nemiroff

19 Октября 2012
Можно ли компании, “монстру алкогольной индустрии” от которой ожидают усилий по решению глобальных национальных проблем, таких как алкоголизм, включая детский, вытекающие разные формы насилия в семье, и общую деградацию населения, заниматься и отчитывать о чем угодно кроме этих проблем?! И вытекающий вопрос - можно ли кому-либо трактовать принципы Глобального договора ООН на свой манер, подменяя философию корпоративной социальной ответственности? И, третий – в разрезе личной социальной ответственности - можно ли нам, ну как минимум экспертному сообществу, закрывать глаза на действия, подрывающие доверие к концепции как таковой?

ЧИТАТЬ ОТЧЕТ


Пролистав 14 страниц нового нефинансового отчета размещенного на сайте Глобального договора ООН, в котором почему – то повторяется дважды первая страница, я задал себе 2 вопроса, один по существу, второй по содержанию отчета.

Первый – можно ли компании, лидеру ликеро-водочной отрасли, гордо называющей себя социально-ответственной, игнорировать волнующие общество вопросы?


Я думаю не “открою Америку”, если подскажу авторам текста, что корпоративная социальная ответственность заключается не в следовании принципам Глобального Договора, а в активной ответственной позиции компании в решении волнующих общество вопросов. А принципы, представляют собой лишь возможные плоскости (ориентиры) практической реализации этого взаимодействия. Не нужно менять местами КСО и ГД - вначале идет КСО – можно быть социально-ответственной и не быть членом ГД, но не наоборот. Простыми словами, КСО – это те шаги, которые компания предпринимает в ответ на выявленные ожидания в ее адрес со стороны общества.

Сложно представить ситуацию, при которой в компании Nemiroff не знают о том, чего от нее ждут. Может у них нет интернета, мобильных телефонов, телевидения, радио, газет и возможности просто поговорить с людьми? Наверное никто никогда не слышал об обвинениях в спаивании населения, вытекающем насилии, высокой смертности, и прочих социальных проблемах. Двумя ударами клавиш можно найти подобную информацию, сложно – пишите мне, подскажу!

Международный опыт подсказывает, что понимая противоречивую природу производимого продукта, алкогольные компании прикладывают значительные усилия по прививанию культуры ответственного употребления алкоголя, просвещению населения о последствиях чрезмерного употребления, исключению возможностей детского алкоголизма и прочих вытекающих социальных проблем. В развитых странах учреждаться специализированные фонды, создаются коалиции, проводятся общенациональные мероприятия.

На мой взгляд, все-таки следует попытаться победить искреннее желание “споить всю нацию”, как минимум, и достигать целей высокой рентабельности через борьбу за “перетягивание” покупателя из близких конкурирующих продуктов, а не через увеличение глубины проникновения вредных привычек в нацию. Знаю, что трудно, но нужно! В противном случае средняя продолжительность жизни в Украине и России “слишком уж порадует” пенсионные фонды у которых вечно не хватает средств на выплату пенсий. А компании скоро станет некому продавать
свои продукты.

Нефинансовый отчет должен выступать инструментом диалога, с помощь которого компания отчитывается перед обществом о своих шагах принятых по искоренению выявленных проблем с целью построения лучшего будущего для страны, планеты на которой мы живем. А Глобальный договор, это прекрасная инициатива по координации глобальных усилий для решения вопросов, которые нельзя решить с позиций отдельно взятой страны. В договоре вы не найдете указания на то, что он подменяет КСО.

Что же по сути у нас в отчете? Вот и второй мой вопрос.


Сразу начну с хорошего. Аспект экологии действительно значимый вопрос, и мне, как специалисту в области КСО, приятно видеть, что у компании Nemiroff есть системное понимание этого. В частности, внедрен ISO 14000, идут процессы по усовершенствованию энергоэффетивности компании, уменьшению влияния на экологию (например использования вод), снижению выбросов парниковых газов и прочего.

Но по сути отчёт ничего не дает. Есть цифры: собрано 7 тонн макулатуры, 203 тыс. литров воды, общие затраты на экологию свыше 2 млн грн…и много-много графики. Хочется напомнить известный анекдот: “Одна волосинка это много или мало? На голове мало, в супе – много!” Так вот и в нашем случае – это много или мало? Конечно что-то это больше чем ничего, но, разве этого мы ждем от компании номер 1 в производстве ликеро-водочной продукции?! Тем более общеизвестным является факт, что удельная “экологическая стоимость” производимой продукции в данном секторе самая высокая среди всех. Может приведенные цифры – это 0,000000….% от общего экологического влияния, а может больше или меньше!? В отчете есть цифры которые по факту ничего не дают, мы не можем судить о значимости предпринимаемых усилий, их динамике, и прочему, или я ошибаюсь?

В отчете не обозначены проблемы с которыми борется компания, нет совершенно информации о диалоге, и последующих предпринимаемых действиях. Нет обозначенных приоритетов в КСО политике/стратегии (о ее наличии вообще не говориться), нет взятых на себя обязательств, и прочих обязательных атрибутов для компании реально внедряющей КСО.

Можно еще долго расписывать слабые стороны этого отчета, очевидно, что писали люди не имеющие или желания или должной компетенции для подготовки подобного документа. А это уже настораживает, ведь если компания с оборотом в 500 млн дол не относиться к данному вопросу серьезно, то что тогда говорить о компаниях поменьше. Тем большим уважением у меня пользуются компании, которые все-таки взяли на себя обязательства выдерживать высокие стандарты КСО, и не подменять фундаментальную концепцию способную, по убеждению многих, изменить мир к лучшему, поверхностным пиаром.

Моя роль, как человека занимающегося КСО 24 часа в день 7 дней в неделю, пожалуй и заключается в поддержании стабильности системы качественного КСО, не допускающей подобных профанаций.

Прошу воспринимать данную статью как лично мое частное мнение, возможно в чем-то ошибочное. Буду искренне рад, если компания предоставит нам свои взгляды относительно подготовки и содержания данного нефинансовой отчета. Если же потребуется – также готов приложить все усилия, чтобы компаниям Nemiroff в полной мере смогла раскрыть свой социально – ответственный потенциал.

Ростислав Куринько
Ростислав Куринько
csrjournal