Женщины в современной экономике: курс на предпринимательство?

27 Ноября 2014
В Форуме приняло участие более 130 человек, включая женщин-предпринимателей из 13 регионов России.Этот день также ознаменовался презентацией новой инициативы - Международного дня женского предпринимательства (WED), который теперь будет ежегодно проходить 19 ноября. Форум «Женщины в современной экономике: курс на предпринимательство?», организованный «Комитетом 20», стал первым знаковым событием этой инициативы.

Роль женщин-предпринимателей в российской экономике становится все значительнее. Количество женщин, желающих открыть свой бизнес за последние два года, существенно выросло, что является показателем если и не улучшения бизнес-климата, то, по крайней мере, возрастающей популярности самой идеи предпринимательства в России. И это несмотря на то, что основные барьеры и проблемы лежат все в тех же областях, что и несколько лет назад - регулирование, финансирование, обучение и общение предпринимателей между собой, отметила Елена Федяшина, исполнительный директор НП «Комитет 20».

Анна Белова, заместитель Председателя Совета Директоров Центра по развитию Предпринимательства, профессор Высшей Школы Экономики и Председатель совета НП «Комитет 20», отметила, что важно поддерживать не только отдельных предпринимателей, сколько создавать эко-систему и обеспечивать эффективное развитие трех ее важных компонентов – создание предпринимательской культуры, стимулирование людей, которые становятся на путь предпринимательства, и обеспечение им доступности ресурсов. Сегодня в России потенциал женского предпринимательства недооценен, поэтому игрокам рынка и старт-апам важно быстрее своих конкурентов оценивать ситуацию и думать, что можно предложить потребителю.

И все же женщины-предприниматели, в первую очередь, должны и могут рассчитывать только на себя. Некоторые добиваются в своих проектах таких успехов, которые становятся образом построения эффективного предпринимательского бизнеса даже для более опытных западных коллег. И пример удивительной женщины Светланы Преображенской, директора Крестьянско-фермерского хозяйства «НИЛ», тому лучшее доказательство. Начав 20 лет назад с 20 литров молока, сегодня компания производит 200 тонн в день. Весь ассортимент продукции (молоко, сметана, сыры, творог) созданы не только в соответствии с высшими стандартами качества, но и упакованы и презентованы согласно последним требованиям рынка. Добившись успеха в проверенной линейке товаров, «НИЛ» продолжает следить за последними тенденциями и запросами потребителей. Появился спрос на отечественную моцареллу? Значит они изучают технологию ее производства в Италии и начинают делать моцареллу в Калужской области. Когда к ним на ферму приезжает делегация из Швейцарии, то они с удивлением видят, что у нас в России тоже есть сыроварни, которым стоит поучиться даже западным фермерам.

В подтверждение растущей деловой активности женщин на форуме были представлены результаты исследования, которое было проведено осенью 2014 года «Комитетом 20» при поддержке Департамента по развитию малого и среднего бизнеса Минэкономразвития РФ и компании Эксон Мобил Раша. С его полной версией можно ознакомиться на сайте www.kom20.ru


КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА

В России женщинам сложнее вести предпринимательскую деятельность, чем жительницам европейских стран. Если для мужчин большей сложностью оказались административные барьеры, то для женщин-предпринимателей более серьезной проблемой выступала нехватка знаний и опыта ведения бизнеса (40% против 32% у мужчин).

Женщины чрезвычайно заинтересованы в коррекции этой ситуации, причем они рассчитывают на помощь государства и предпринимательских объединений. Предпринимательницы считают, что в России нужны дополнительные программы или меры по поддержке бизнеса женщин (52% против 28%).

Хотя данные исследования показали, что уровень образования у женщин–предпринимателей выше, чем у мужчин. Так, у 16% предпринимательниц, принимавших участие в опросе, за плечами MBA или кандидатская степень (против 9% мужчин)

Чем же отличаются женщины-предприниматели от мужчин? В первую очередь – смелостью и оптимизмом.

Российские женщины настроены более позитивно и конструктивно, чем мужчины. Их оценки предпринимательского климата в России в целом существенно выше оценок, данных предпринимателями-мужчинами. Это касается как оценок климата по стране, так и в регионе ведения бизнеса.

Среди женщин-предпринимателей оказалось больше тех, кто в ближайшей перспективе намерен оставить бизнес без изменений, сохранив оборот примерно на том же уровне (28% против 20% мужчин).

По словам Елены Федяшиной, исполнительного директора НП «Комитет 20», данные исследования, посвященного оценке предпринимательского климата страны, а также эффективности мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, как раз подчеркивают те наблюдения, с которыми Комитет сталкивается в ходе работы над их менторской программой. С ростом деловой активности, растет также спрос на предпринимательское образование – а в это, в первую очередь, обмен опытом, получение наставнических советов от менторов, имеющих значительный опыт управления крупными компаниями и проектами.
Поэтому в этот же день «Комитет 20» провел экспертно-консультационную Менторинг–сессию, организованную по просьбам региональных участниц, в ходе которой члены «Комитета 20», опытные предприниматели, приглашенные эксперты провели мастер—классы и ответили на вопросы предпринимателей на темы: IT-технологии для развития бизнеса, изменения налогового законодательства в 2015 году, работа с людьми.
Что же делать, если есть идеи, энергия и опыт, но недостаточно средств на их реализацию? К счастью, сегодня в России существуют и эффективно реализуются программы содействия бизнесу как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Алексей Шестоперов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России рассказал о направлениях государственной поддержки женского предпринимательства: «С 2005 года Минэкономразвития России реализует масштабную программу поддержки малого и среднего предпринимательства с ежегодным финансированием в размере около 20 млрд. рублей. Предусмотрено свыше 40 мероприятий, направленных на решение адресных проблем, с которыми сталкивается бизнес на разных стадиях своего развития. За счет программы во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получить субсидию на развитие бизнеса, привлечь микрозайм или гарантию по кредиту, обратиться за консультацией в специализированные центры поддержки предпринимательства, стать резидентом бизнес-инкубатора или технопарка. Важно подчеркнуть, что субъекты женского предпринимательства могут участвовать в реализуемых мероприятиях без каких-либо ограничений. Уже сейчас активность женщин – предпринимателей очень высока. В среднем около 35% микрозаймов в рамках деятельности, созданных по программе микрофинансовых организаций в 2013 году, предоставлены женщинам. В этот же период около 40% субъектов малого предпринимательства, получивших гранты на начало собственного дела, были учреждены женщинами. Необходимо подчеркнуть, что в среднесрочной перспективе реализация программы будет продолжена. При этом Минэкономразвития России готово прислушиваться к любым пожеланиям и предложениям со стороны женского предпринимательского сообщества в целях расширения приоритетов программы».

Однако, сегодняшние реалии ставят перед предпринимателями жесткие задачи по созданию и сохранению бизнеса. Что же можно сделать, невзирая на объективные факторы? Как показало обсуждение экспертов – настоящий предприниматель может сделать довольно много.

Основные советы от участников дискуссии про жизнь в эпоху перемен Светланы Балановой (IBS), Марины Малыхиной (MAGRAM Market Research), Станислава Костяшкина (Continent Express), Игоря Николаева (ФБК), Елены Тарасенко (Turner Group), Раисы Деминой (Велком) и Алены Поповой (Startup Women) могут взять на вооружение не только женщины-предприниматели, но и мужчины.

КУРС ПО ВЫЖИВАНИЮ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В 2015 ГОДУ

• Сделать ревизию инфраструктуры бизнеса и персонала – избавиться от балласта, сократить неэффективные направления, бросить ресурсы на развитие сильных сторон.
• Оптимизировать организационную структуру компании и рассмотреть эффективные решения: коммерческую раскрутку, вывод персонала за штат, аутсорсинг.
• Предлагать клиентам реальное решение их проблем. Например, предложить продукт или услугу, которые позволят сократить издержки клиента на 30 %.
• Анализировать рынок и потребителя. Как показали исследования, ставку не только в бизнесе, но и в потреблении, сегодня надо делать на женщин. Они тратят меньше, но регулярнее мужчин.
• Даже если кризис не коснулся компании сегодня, подготовить план «Б» на завтра. Предприниматель должен быть всегда готов к изменениям.
• Сокращая издержки сегодня, нельзя забывать про то, что поможет выжить компании завтра – бизнес-развитие, продажи и маркетинг - это основа конкурентоспособности бизнеса, особенно в кризис.
• Операционная эффективность и инвестиции в технологии: сегодня невозможно быть эффективным, если ты работаешь вручную.
• Искать ниши в свете сегодняшней ситуации. Эксперты назвали несколько отраслей, но наверняка их значительно больше:
o В сфере производства - молочный бизнес, производство соли и специй, упаковочный бизнес. То есть то, что составляло еще недавно львиную долю импорта. Сегодня в свете актуальности импортозамещения в этих нишах скрыт огромный потенциал.
o В сфере услуг – e-commerce, детские товары и услуги, on-line образование и другие современные сервисы.
• Двигаться, двигаться и еще раз двигаться. В тучные годы можно было расслабиться, но сегодня это роскошь, которую бизнес не может себе позволить.

Если трудности не убивают предпринимателя, то они делают его сильнее. Самое главное, что беспокоит бизнес в России – нечеткое понимание будущего. Настоящему предпринимателю очень важно видеть свой бизнес в долгосрочной перспективе. Поэтому для него важно понимать правила игры и знать, что они не поменяются, тем более задним числом.

Поэтому основное мнение-пожелание, высказанное участниками форума, сводилось к тому, что для предпринимателя важна, в первую очередь, не только рыночная конъюнктура, сколько государственная политика в отношении бизнеса. Когда бизнес чувствует государственную поддержку, не тяготится усиливающимися налоговыми нагрузками и законодательными ограничениями, но понимает свои долгосрочные перспективы, то предприниматели готовы работать даже в условиях экономического спада и повышенных рисков. А там, где бизнес развивается, экономический подъем не замедлит себя ждать при любой рыночной конъюнктуре.

Пресс-служба форума: Агентство Media Business Solutions - Елена Верховская (elenav@mb-solutions.ru), +7 916 600 48 51 www.mb-solutions.ru
Елена Верховская
Media Business Solutions
+7 916 600 48 51
elenav@mb-solutions.ru