На страже демократии, 2011 - Выпуск 24

18 Августа 2011
У бизнеса нет единых правил игры

Согласно индексу прав собственности International right property index, в рейтинге защиты прав на объекты частной собственности Украина занимает 127 место среди 129 стран(1). Очевидно, что насаждая иллюзию реформирования системы судопроизводства и регуляторной политики, нынешняя украинская власть не готова создавать прозрачные и единые для всех правила игры в экономике.

Закономерным следствием такой ситуации является потеря доверия со стороны иностранного бизнеса. Только за первый квартал 2011 года объем прямых иностранных инвестиций в Украину сократился до 894,3 млн. долл.

В 2011 году согласно Индексу конкурентоспособности Украина скатилась с 78 на 89 место, по Индексу условий ведения бизнеса – со 132 на 145 место, а по Индексу экономической свободы – со 112 на 164 место. Поддерживая в экономике состояние непрозрачности, нынешняя власть, большинство представителей которой одновременно являются и крупными бизнесменами, играет сама против себя, ведь своей неспособностью создать условия для привлечения крупных инвестиций, она препятствует притоку инвестиций в том числе и в собственный бизнес.
(1) http://www.urist.in.ua/showthread.php?p=543170

Комментарий Фонда "Сначала Люди":

Следует, наконец, признать, что действующая власть просто не понимает механизмов функционирования здорового общества. Большинство стран мира живут по общепринятым правилам, которые, в частности, предусматривают, что верховенство права – это благо для общества, и что без соблюдения этого базового принципа страна деградирует. В Украине элита считает, что может действовать вопреки всем правилам современной цивилизации и держать огромную страну в качестве банального карманного ресурса, который можно нещадно эксплуатировать для удовлетворения своих личных интересов. Власть не видит или не хочет осознавать, что ничем хорошим это закончиться не может как для нее, так и для народа. Оппозиция, в свою очередь, не способна сделать бизнесу предложения о сотрудничестве и предложить власти эффективный компромисс ради этого национального интереса.

Только за первый квартал текущего года прямые иностранные инвестиции в Украину сократились на 73,75% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Таким образом, можно сделать вывод, что международное сообщество оценивает риски ведения бизнеса в Украине как очень высокие. При этом львиная часть тех инвестиций, которые все же поступают в Украину, «родом» с Кипра. По сути, это означает, что таким образом в страну возвращается ранее выведенный в оффшор российский или украинский капитал. Еще совсем недавно сдержанность иностранных инвесторов объясняли либо последствиями мирового экономического кризиса, либо кризиса газового, либо преференциями для российского бизнеса. Сегодня винить некого, кроме политики власти.

Рейтинговое падение Украины продолжается

В течение последнего года Украина последовательно теряла позиции в большинстве ведущих мировых рейтингов(2). В частности, в рейтинге развития общества ООН, Украина сегодня занимает 83 место, потеряв семь позиций всего за один год. По данным журнала Forbes, наше государство – на четвертом месте в рейтинге 10 худших экономик мира, впереди нас только Мадагаскар, Армения и Гвинея. А в «Рейтинге прогресса», составленном российской аудиторско-консалтинговой компанией ФБК на основе анализа рейтингов Всемирного банка, ООН и других международных аналитических центров по показателям конкурентоспособности, условий ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, экономической свободы, восприятия коррупции и др., Украина очутилась на предпоследнем месте среди 101 страны, уступив «пальму первенства» лишь Боливии.

Темпы падения показателей Украины впечатляют. Согласно Индексу развития человеческого потенциала ООН, мы опустились с 64 на 69 место; в рейтинге лучших для жизни стран – с 62 на 73 позицию; в рейтинге экономически свободных стран – со 109 на 127 место; согласно Индексу восприятия коррупции – с 99 на 134 место. Удивительное единогласие международных организаций в оценках годовых темпов развития Украины доказывает их относительную объективность. При этом мировая общественность так же единогласна в негативных оценках работы украинской власти, и прежде всего на экономическом направлении. Остается надеяться, что Президент Янукович внесет в свою кадровую политику соответствующие коррективы, если хочет удержать Украину от окончательного сползания в «черный список» мировых держав-аутсайдеров.
(2) http://www.unian.net/ukr/news/news-444737.html

Комментарий Фонда "Сначала Люди":

В январе 2011 года мы публиковали сравнительный анализ на основе данных 2010 года по 25-ти основным международным рейтингам, в которых Украина занимает последние или просто позорно низкие места. На протяжении последнего года, вместо того, чтобы улучшать положение в государстве, действующее правительство достигло «блестящих» успехов только на ниве ухудшения позиций Украины по основным характеристикам.

Развитие человеческого потенциала (–5 позиций)
Развитие общества (–7)
Лучшие страны для жизни (–11)
Экономическая свобода (–18)
Индекс восприятия коррупции (–35)

Как видим, наибольший регресс Украина демонстрирует в восприятии коррупции. По этому показателю украинская власть, наверное, установила мировой рекорд, особенно учитывая задекларированный курс власти на борьбу с коррупцией. Добавьте к этому предпоследнее, 100-е, место среди 101 страны в «Рейтинге прогресса» ФБК, и ситуация, когда значительное количество активных и порядочных граждан теряют веру в возможность нормально жить и честно зарабатывать в этом государстве, уже не будет вызывать ни у кого удивления. Люди просто устали бороться с системой, в которой чиновники устанавливают единоличный контроль над социальной и экономической средой страны, а экономика в таких «заботливых» руках оказалась четвертой среди худших в мире. Если правительство будет продолжать движение в том же направлении, то вскоре сможет смело претендовать на заслуженное место в Книге рекордов Гиннеса за самые стремительные темпы деградации экономики за всю историю независимости государства, если не за всю новейшую мировую историю.

В Украину вернулось рейдерство

В Украину снова вернулось рейдерство – преступная практика силового захвата предприятий против воли законных владельцев. В украинских реалиях случаи рейдерства часто начинаются с корпоративных конфликтов и заканчиваются жестким давлением правоохранительных органов и судебными решениями не в пользу законных владельцев. Последние примеры того, что похоже на попытки рейдерства, связаны, в частности, с киевским заводом «Индар», харьковским АО «Инвестор», Белоцерковским заводом «Росава», водочным заводом «Немирофф» и др. При этом стоит напомнить, что еще четыре года назад Николай Азаров в статусе первого вице-премьера заявил, что такое понятие, как рейдерство, в Украине практически искоренено.

Сегодня многие украинские бизнесмены из разных политических лагерей, а также эксперты, высказывают опасения, что проблемы с рейдерством в Украине в дальнейшем будут нарастать. По информации Антирейдерского союза предпринимателей сегодня в Украине действует более десятка профессиональных рейдерских группировок. По его словам, в Антирейдерском союзе предпринимателей находится на рассмотрении более 800 дел, а в целом за последние 5 лет в Украине зафиксировано около 3,5 тыс. рейдерских атак на предприятия на общую сумму в 4-5 млрд. долл.(3). Если власть не воспрепятствует рейдерству, Украине грозит окончательная инвестиционная дискредитация.
(3) http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=1072341

Комментарий Фонда "Сначала Люди":

Именно таким является логическое развитие ситуации, когда избранным разрешается жить вне закона, а систему правосудия парализует тотальная коррупция. Недавние события в Лондоне, где имели место погромы и многочисленные стычки молодчиков с полицией, – классический пример того, как низы общества в условиях ослабления контроля могут бросить вызов даже цивилизованному и высокоорганизованному правительству. В Украине противоположная ситуация: небольшая группа финансовых преступников, прикрываясь политической неприкосновенностью, испытывает на прочность социальную целостность государства.

Один из самых резонансных случаев – рейдерская атака на крупный ювелирный завод, совершенная группой из 40 человек в форме, похожей на милицейскую. Директора завода "попросили" добровольно переписать предприятие на новых владельцев и дали на обдумывание «предложения» пять дней. По окончании отведенного срока на завод приехало уже 75 человек в форме, они избили директора, разгромили кабинет и дали бизнесмену еще два дня на «обдумывание». За это время директор завода вместе с семьей выехал из страны, закрыв завод и прихватив с собой все юридические документы и печати предприятия. Чего добились воры? Ничего, кроме того, что несколько сотен человек остались без работы.

Подобное происходит по всей Украине, и причина – в тотальном беззаконии и профанации правосудия, способствующим процветанию бандитизма. Впрочем, нынешним «хозяевам жизни» следует понимать, что недалек тот час, когда красть будет нечего и вот тогда бандиты неизбежно повернутся друг против друга...

Четыре года назад бывший вице-премьер-министр Азаров уверял, что рейдерство кануло в Лету. Как случилось, что эта позорная практика вернулась, когда он возглавил украинское правительство?..

Власть хочет взять под контроль Интернет

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект ¹ 6603, ограничивающий деятельность Интернет-изданий. Введение обязательного требования ко всем электронным СМИ регистрироваться в качестве информационных агентств будет налагать на них жесткие требования касательно способа подачи информации и уплаты налогов(4). Следовательно, подведение всех Интернет-изданий под формат информационных агентств вынудит их прекратить публиковать статьи лидеров общественного мнения, что станет первым шагом к цензуре в Интернете.

Власть понимает, что Интернет может стать важным инструментом самоорганизации протестных групп населения.

Шансы на принятие законопроекта ¹ 6603 уже до конца осени достаточно высоки. Если это произойдет, все субъекты электронной информационной деятельности будут вынуждены регистрироваться. Впрочем, не исключено, что здравый смысл победит страх власти, и Интернет в Украине останется свободным.
(4) http://vikna.stb.ua/news/2011/7/14/67705/

Комментарий Фонда "Сначала Люди":

Гарвардский Центр Беркмана по изучению Интернета и общества обнародовал исследование касательно анализа роли, которую сыграл Интернет в Оранжевой революции 2004 года. В нем известный исследователь Джошуа Гольдштейн делает вывод, что отсутствие юридического запрета на использование журналистами электронных СМИ было ключевым фактором, способствовавшим подъему в Украине (5). Причина лояльности власти к Интернет-СМИ состояла в том, что украинское законодательство традиционно считало электронную коммуникацию "персональной", а не массовой. Это обстоятельство, в частности, обезопасило электронные СМИ от обвинений в клеветничестве, в свою очередь побуждающих печатные СМИ, а также радио и телевидение к самоцензуре.

Впрочем, похоже, что эти времена проходят. Внешне новый закон позволит власти утверждать, что она пытается надлежащим образом регулировать деятельность электронных СМИ, а также взимать налоги с этого вида деятельности. Но главным следствием принятия такого закона, несомненно, станет информационный контроль, власти получат возможность оказывать давление на любое Интернет-издание путем отказа в выдаче или отменой лицензий для неугодных. Если это произойдет, то станет очевидно, что Украина идет по белорусскому пути, ведь декретом ¹ 60 президент Беларуси А.Лукашенко в 2010 году отменил анонимность пользователей Интернета… Великая Китайская стена также "защищает граждан от опасной информации", отказывая им в доступе на любой сайт, освещающий жизнь в Китае без официального разрешения властей.

Не лучше ли проводить политику, не дающую оснований для протестов, вместо того чтобы бороться с инструментами их мобилизации? В любом случае, Интернет не исчерпывает ресурсов общественного сопротивления. Революции на протяжении всей истории были свидетельством переполнения чаши терпения народа, а средства коммуникации в этом процессе – дело второстепенное.
Однако, власть может сильно не беспокоиться, ведь оппозиция деградирует вмести с ними и уже второй год «воюет» исключительно за персональное кресло у власти. В противном случае они бы собрали на митинг конструктивного протеста несколько тысяч человек из числа миллионов граждан, которые уже давно не доверяют власти.
(5) http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Goldstein_Ukraine_2007.pdf

Цитата недели:

Как государство мы не можем выбирать свою историю или географическое положение и вряд ли способны на них повлиять – они неизменны. Как государство мы можем выбирать только свое будущее.

Пол Китинг
24-й премьер-министр Австралии (1991-1996)
Виктор Ткачук
Фонд Сначала Люди
0445361508
information@wipr.com.ua