МАКСИМ ДОЛГОПОЛОВ: «Российский инновационный бизнес еще удивит мир»
30 Марта 2011
В апреле в Санкт-Петербурге начнет работу второй ежегодный форум «Инвестиции в Инновации». В рамках форума пройдут традиционные для таких мероприятий презентации крупных компаний, тематические круглые столы, состоятся выступления представителей науки и бизнеса. Все это, несомненно, будет интересно предпринимателям, выбравшим для себя инновационные направления. Но одно из событий форума напрямую касается тех, кто еще только пытается вступить в мир бизнеса. Перед солидной аудиторией предстанут — и получат свои награды — победители I открытого конкурса молодежных инновационных бизнес-проектов.
Конкурс проводился Фондом «Идея. Инвестиция. Инновация», инициатором создания которого выступил молодой, но уже состоявшийся петербургский предприниматель Максим Долгополов. Мы получили возможность задать Максиму несколько вопросов.
- Максим Владимирович, почему именно ваш Фонд взялся за проведение конкурса?
Максим Долгополов: Эта цель — поддержка инновационной деятельности молодых питерских бизнесменов — ставилась сразу при создании Фонда. Отсюда и название — «Идея. Инвестиция. Инновация». Мы создали своего рода инкубатор, который будет помогать людям, способным заниматься смелым, перспективным, прогрессивным и высокотехнологичным бизнесом, влиять на условия рынка таким образом, чтобы он был благоприятным именно для инновационных предприятий.
- А каковы задачи конкретно этого конкурса?
Максим Долгополов: Конкурс является частью проекта «Единой России» «Фабрика Мысли», я — координатор программы по Ленинградской области. И задача конкурса очень близка к целям нашего Фонда — не просто раздать гранты, а научить молодежь инновационно мыслить, продвигать и реализовывать коммерческие проекты, в основе которых лежит научная мысль. Каждый молодой бизнесмен должен иметь возможность реализовать неординарную и многообещающую идею.
- Вы считаете, это будет востребовано в России?
Максим Долгополов: Уже востребовано! Доля инновационной продукции на рынке постоянно растет. А это, в свою очередь, означает конкурентоспособность отечественного бизнеса. Но нельзя останавливаться, у нас еще нет прочного фундамента, чтобы достойно конкурировать с европейскими и североамериканскими фирмами, имеющими свои интересы на территории России. Поэтому главная задача — создавать собственную инновационную базу, собственные интеллектуальные бизнес-кадры.
- Это задача государства или на бизнес-территории «каждый сам за себя»?
Максим Долгополов: На данном этапе государство, как мы видим, от этой проблемы не отворачивается. Успешно работают Зворыкинский проект и Фонд «Сколково»; запущены проекты на уровне регионов, конкурсы, обращающие внимание молодежи на инновации; вузы, работающие в инновационной динамике, получили поддержку.
Хотелось бы, чтобы бизнес больше инвестировал в инновации. Не все еще понимают, но вложения в инновации принесут выгоду всем — и обывателям, и научному сообществу, и предпринимателям. Быть совладельцем интеллектуальной собственности, прогрессивных технических новшеств — это совершенно новый для России стиль бизнеса, который позволит нам по-новому заявить о себе на мировом рынке.
- У вас есть какие-то конкретные предложения по развитию инноваций?
Максим Долгополов: Один из самых важных моментов — всесторонняя поддержка малого бизнеса. Именно малые формы бизнеса более мобильны, склонны к экспериментам и новаторству. Абсолютное большинство малых предприятий, выходящих на рынок, должны выживать.
Кроме того, важна особая кредитная политика по отношению к инновационному бизнесу. Если банки предоставят льготные кредиты для развития инновационных коммерческих проектов, то смогут рассчитывать на «длинные деньги» и ориентироваться на получение прибыли в будущем. Это позволит инновациям проникнуть во все сферы деятельности — в торговлю, в производство, в сферу услуг. За малыми предприятиями обязательно подтянутся крупные компании. И речь уже пойдет о развитии новых рынков, об открытии новых направлений и перспектив.
И еще пожелание для самих инноваторов — не стоит пытаться копировать даже успешные западные инновационные проекты, это не срабатывает. На российской почве действуют совершенно другие законы, эффективны особые приемы. И только с собственным, действительно новаторским продуктом мы сможем выйти на международный рынок.
- Возвращаясь к конкурсу: участники предоставили именно такие проекты?
Максим Долгополов: По-разному. Было получено более 200 заявок, и только 36 из них мы допустили к экспертизе. Это не значит, что остальные идеи были недостаточно инноваторскими или вторичными. Иногда они были слишком прогрессивными, настолько, что сегодня их просто невозможно реализовать. На грант претендовали девять финалистов — очень сильные, интересные работы. Выбрать победителя было непросто, эксперты рассматривали не только техническое решение проекта, но и возможность его коммерциализации. И с последним условием справились далеко не все. Но я уверен, что все эти ребята еще удивят мир.
Конкурс проводился Фондом «Идея. Инвестиция. Инновация», инициатором создания которого выступил молодой, но уже состоявшийся петербургский предприниматель Максим Долгополов. Мы получили возможность задать Максиму несколько вопросов.
- Максим Владимирович, почему именно ваш Фонд взялся за проведение конкурса?
Максим Долгополов: Эта цель — поддержка инновационной деятельности молодых питерских бизнесменов — ставилась сразу при создании Фонда. Отсюда и название — «Идея. Инвестиция. Инновация». Мы создали своего рода инкубатор, который будет помогать людям, способным заниматься смелым, перспективным, прогрессивным и высокотехнологичным бизнесом, влиять на условия рынка таким образом, чтобы он был благоприятным именно для инновационных предприятий.
- А каковы задачи конкретно этого конкурса?
Максим Долгополов: Конкурс является частью проекта «Единой России» «Фабрика Мысли», я — координатор программы по Ленинградской области. И задача конкурса очень близка к целям нашего Фонда — не просто раздать гранты, а научить молодежь инновационно мыслить, продвигать и реализовывать коммерческие проекты, в основе которых лежит научная мысль. Каждый молодой бизнесмен должен иметь возможность реализовать неординарную и многообещающую идею.
- Вы считаете, это будет востребовано в России?
Максим Долгополов: Уже востребовано! Доля инновационной продукции на рынке постоянно растет. А это, в свою очередь, означает конкурентоспособность отечественного бизнеса. Но нельзя останавливаться, у нас еще нет прочного фундамента, чтобы достойно конкурировать с европейскими и североамериканскими фирмами, имеющими свои интересы на территории России. Поэтому главная задача — создавать собственную инновационную базу, собственные интеллектуальные бизнес-кадры.
- Это задача государства или на бизнес-территории «каждый сам за себя»?
Максим Долгополов: На данном этапе государство, как мы видим, от этой проблемы не отворачивается. Успешно работают Зворыкинский проект и Фонд «Сколково»; запущены проекты на уровне регионов, конкурсы, обращающие внимание молодежи на инновации; вузы, работающие в инновационной динамике, получили поддержку.
Хотелось бы, чтобы бизнес больше инвестировал в инновации. Не все еще понимают, но вложения в инновации принесут выгоду всем — и обывателям, и научному сообществу, и предпринимателям. Быть совладельцем интеллектуальной собственности, прогрессивных технических новшеств — это совершенно новый для России стиль бизнеса, который позволит нам по-новому заявить о себе на мировом рынке.
- У вас есть какие-то конкретные предложения по развитию инноваций?
Максим Долгополов: Один из самых важных моментов — всесторонняя поддержка малого бизнеса. Именно малые формы бизнеса более мобильны, склонны к экспериментам и новаторству. Абсолютное большинство малых предприятий, выходящих на рынок, должны выживать.
Кроме того, важна особая кредитная политика по отношению к инновационному бизнесу. Если банки предоставят льготные кредиты для развития инновационных коммерческих проектов, то смогут рассчитывать на «длинные деньги» и ориентироваться на получение прибыли в будущем. Это позволит инновациям проникнуть во все сферы деятельности — в торговлю, в производство, в сферу услуг. За малыми предприятиями обязательно подтянутся крупные компании. И речь уже пойдет о развитии новых рынков, об открытии новых направлений и перспектив.
И еще пожелание для самих инноваторов — не стоит пытаться копировать даже успешные западные инновационные проекты, это не срабатывает. На российской почве действуют совершенно другие законы, эффективны особые приемы. И только с собственным, действительно новаторским продуктом мы сможем выйти на международный рынок.
- Возвращаясь к конкурсу: участники предоставили именно такие проекты?
Максим Долгополов: По-разному. Было получено более 200 заявок, и только 36 из них мы допустили к экспертизе. Это не значит, что остальные идеи были недостаточно инноваторскими или вторичными. Иногда они были слишком прогрессивными, настолько, что сегодня их просто невозможно реализовать. На грант претендовали девять финалистов — очень сильные, интересные работы. Выбрать победителя было непросто, эксперты рассматривали не только техническое решение проекта, но и возможность его коммерциализации. И с последним условием справились далеко не все. Но я уверен, что все эти ребята еще удивят мир.
Последние новости раздела
17 апреля 2024
16 апреля 2024
15 апреля 2024