На страже демократии 2011 - Выпуск 23

11 Августа 2011
Партия регионов намерена игнорировать резолюцию Европарламента
Принятие в начале июня этого года Европарламентом резолюции по Украине под названием «Дела Юлии Тимошенко и других членов бывшего правительства» свидетельствует не только о лоббистских усилиях БЮТ, но и о растущем беспокойство Европы касательно ухудшения ситуации с демократией в Украине(1). Депутаты Европарламента проявляют тревогу прежде всего относительно выборочного преследования в Украине представителей оппозиции, а также относительно необходимости утверждения верховенства права и приложения властями усилий для борьбы с коррупцией. Резолюцию Европарламента поддержала и верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики Кэтрин Эштон, распространившая через свою пресс-службу заявление, солидарное с Европарламентом.

Со стороны украинских властей в ответ на позицию Европарламента прозвучал ряд заявлений ключевых ведомств и отдельных политиков. В частности, Министерство иностранных дел Украины в день публикации резолюции заявило, что «негативные интонации в комментариях отдельных европейских политиков относительно Украины обусловлены недостатком информации». Глава украинской делегации в ПАСЕ, депутат от Партии регионов Иван Попеску отметил, что резолюция не создаст никаких препятствий на пути Украины к евроинтеграции. А руководитель фракции ПР в парламенте Александр Ефремов публично заявил, что выполнение резолюции Европарламента по Украине не является обязательным.

Вслед за рядом заявлений со стороны представителей партии власти относительно резолюции Европарламента Глава Представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэль Тейшейра заявил, что соглашение о создании Зоны свободной торговли между ЕС и Украиной в сентябре не будет подписано из-за ряда нерешенных проблем.
(1) http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+MOTION+B7-2011-0373+0+DOC+PDF+V0//EN&language=EN

Комментарий Фонда "Сначала Люди": В Верховной Раде есть депутаты, которые, похоже, убеждены, что они настоящие европейцы, и все лишь потому, что одеваются как европейцы, носят европейские часы, разговаривают по европейским телефонам и ездят на тех же автомобилях, что и европейцы. Впрочем, эта внешняя атрибутика создает гротескный контраст с их поведением, ведь политические интриги советского образца в современном мире выглядят явным анахронизмом.

У Европы и без Украины хватает проблем. Сейчас Украина напоминает ей не слишком воспитанного соседа, с которым, однако, нужно как-то жить рядом, потому что так сложилось – исторически и географически. Украину даже приглашают к участию в некоторых играх "европейского клуба", но не стоит впадать в иллюзии, ибо эти приглашения – не более чем проявление вежливости в адрес чудаковатого соседа. Все, что на сегодняшний день Европа предложила Украине, ограничивается жестами доброй воли, которые никого ни к чему не обязывают. Богатые природные ресурсы Украины Европу, конечно, привлекают, однако она не готова принять непонятную культуру «общения», которая предлагается «в пакете».

Быть соседом – это одно, а входить в состав семьи – совершенно иное. Поэтому, если современное поколение украинских политиков серьезно настроено войти в европейскую семью, то им следовало бы для начала узнать больше о культуре, являющейся основой европейских ценностей.


Украина дезориентирует ПАСЕ
Июньское выступление президента Януковича на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы оставило неоднозначное впечатление. Часть евродепутатов, в частности из Германии и Финляндии, отметили, что украинский президент уклонялся от ответов на критические вопросы, тогда как другая часть европейских парламентариев во главе с Председателем ПАСЕ М.Чавушоглу вполне положительно восприняла выступление В.Януковича. В своем докладе Янукович пытался представить Украину современным демократическим государством, четко ориентированным на интеграцию в ЕС, подчеркивая безальтернативности избранного курса(2).Впрочем, убедить большинство евродепутатов не удалось – в их комментариях звучали предположения о неготовности Украины к вступлению в ЕС.

Что касается украинской власти, то выступление Президента было оценено исключительно положительно. Вице-президент ПАСЕ, народный депутат от Партии регионов Иван Попеску заявил, что оппозиции не удалось дискредитировать Президента в глазах евродепутатов.

В свою очередь, против украинской оппозиции в Страсбурге вновь сыграло отсутствие у нее стратегии действий, в результате чего представители оппозиции так и не смогли четко сформулировать свои претензии к президенту во время его выступления в ПАСЕ.

Вместе с тем, выступление Президента Украины продемонстрировало, что у действующей украинской власти существует сформированная стратегия работы с органами и политическими структурами ЕС. Об этом свидетельствует и тот факт, что с момента подписания 14 октября 2010 года между Партией регионов и Группой прогрессивного альянса социалистов и демократов Европарламента Меморандума о сотрудничестве, В. Янукович свободно выступает на европейских публичных площадках, умело играя на противоречиях между европейскими политическими силами и отдельными влиятельными фигурами.

Следовательно, для эффективного сотрудничества чиновникам из ЕС следует выработать единую четкую позицию и последовательно доносить ее до украинского высшего руководства.
(2) http://www.unian.net/ukr/news/news-442064.html

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Поведение Партии регионов и украинской оппозиции в ПАСЕ очень напоминает приемы, применяемые бывшим советским руководством и нынешним российским правительством. Вместо того, чтобы привнести в дебаты что-то положительное, они пытаются сбить участников с толку, разделять их и в условиях дезориентации своих визави взять инициативу в свои руки. Впрочем, такие попытки обычно заканчиваются бедностью и революцией.

В Верховной Раде Украины и Государственной Думе РФ такие приемы, возможно, и приносят ожидаемый результат, но у европейцев несравнимо больше опыта в деле ведения политических дебатов. Некоторые силы внутри ЕС могут внешне поддерживать вас, однако впоследствии, в кулуарах, где, как известно, и принимаются все серьезные решения, они будут вести себя соответственно своим реальным, а не декларативным, позициям.

Как уже отмечалось выше, многие европейцы не склонны считать, что Украина готова к европейской интеграции, и они правы. Чтобы стать членом европейского сообщества, Украина должна принять европейские ценности. Мы вряд ли сможем этого добиться, пока украинская власть будет стремиться избавиться от конкурентов посредством показательных судебных процессов, угнетать СМИ цензурой, грубо ограничивать свободу собраний и позволять чиновникам и крупному бизнесу обворовывать государство, в то время как 70% населения живет в бедности.

Современное состояние государства является позорным. Как может такая богатая страна быть таким бедным государством? Почему ВВП Украины постоянно снижается, а Украина занимает последние строчки мировых рейтингов практически по всем показателям? Почему так много украинцев мечтает навсегда уехать из Украины? Ответ на эти болезненные вопросы прост: украинская политическая и экономическая правящая и оппозиционная элита создала такую модель управления, которая соответствует ее меркантильным интересам и которая не работает в интересах народа. Единственным путем спасения может быть скорейшая ее замена на демократическую парламентскую систему, в основе которой лежит принцип верховенство права и реальная подотчетность чиновников перед народом.


Украина получила новую пенсионную реформу
После принятия Верховной Радой 8 июля этого года закона о реформировании пенсионной системы украинцы получили новую модель пенсионного обеспечения. Реформа в этой сфере назрела давно, так как дефицит Пенсионного фонда еще в 2010 году достиг 34 млрд. грн. (4,2 млрд. долл.). При этом средняя пенсия в Украине сейчас составляет 1178 грн. (147 долл.) в месяц, являясь одной из самых низких в Европе(3). По мнению вице-премьера и министра социальной политики Сергея Тигипко, принятие такой пенсионной реформы обусловлено не требованиями МВФ, а украинскими социальными реалиями.

Вместе с тем, принятая парламентом пенсионная реформа вызвала в обществе серьезное недовольство. В частности, Национальный форум профсоюзов Украины обратился к Президенту с требованием ее ветировать. По мнению профсоюзов, пенсионная реформа сужает права и свободы более 14 млн. украинцев, которые регулярно платят взносы в Пенсионный и другие фонды, а также права более 5 млн. граждан, которые платят эти взносы периодически. Вместе с тем, новый закон продолжает защищать 14 тыс. вип-пенсионеров, получающих пенсии на уровне 15600 грн. (около 2 тыс. долл.).Следует напомнить, что в ходе подготовки пенсионной реформы власть не инициировала общественных обсуждений.

Оппозиция в лице заместителя председателя парламента Николая Томенко заявила, что намерена обратиться в Конституционный Суд с требованием отменить пенсионную реформу, поскольку на момент ее принятия якобы большинством (248) голосов, в сессионном зале на самом деле находилось всего 143 депутата.

А пока политики дискутируют о плюсах и минусах новой реформы, рядовые украинцы все больше утверждаются в своем недовольстве действиями власти и готовятся к росту уровня безработицы, повышению пенсионного возраста и ухудшению материального благосостояния.
(3) http://www.rbc.ua/ukr/top/show/vr-nachala-rassmotrenie-vo-vtorom-chtenii-zakonoproekta-07072011172700

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Вы пробовали прожить месяц на 147 долларов? Представьте себя на месте одинокого пенсионера, которой живет в городе и, кроме пенсии, не имеет никаких дополнительных средств для выживания. Даже если государство будет субсидировать оплату коммунальных услуг, газа, электроэнергии и воды, ему все равно вряд ли хватит денег, чтобы в условиях нынешних бешеных цен как-то себя прокормить, не говоря уже о чем-то большем, ведь украинские цены сегодня конкурируют с лондонскими. Если даже работающим людям сегодня часто приходится ограничивать себя в самом элементарном, что говорить о пенсионерах?

Но в то время, как подавляющее большинство пенсионеров выживает на 4,74 доллара в день, "очень важные" пенсионеры, среди которых бывшие президенты, народные депутаты, государственные служащие и работники силовых ведомств, получают пенсию в 13,6 раза больше! Некоторые из них, безусловно, заслуживают благодарности от государства за преданную службу. Но ни для кого не является секретом, что абсолютное большинство из них еще до выхода на пенсию успели по максимуму «воспользоваться служебным положением, накупив дорогих домов, машин и других предметов роскоши. Эти люди, наверное, последние в ряду тех, кому нужна государственная пенсия, тем более такая большая. Но именно такую пенсию отстояли для себя народные депутаты Украины, принимая жесткую пенсионную реформу для остального населения.

К сожалению, этот пример – еще одно свидетельство вопиющей социальной несправедливости, поддерживаемой властью. Что, в общем, неудивительно, ведь в условиях реальной демократии парламентская система предусматривает правовые механизмы сдерживания и противовесов, исключающие обеспечение личных интересов власть имущих.
Принятие такой редакции пенсионной реформы мы называем не только антинародной политикой власти, а, прежде всего, документом о политической смерти оппозиции.


Иллюзия открытости информации
Одним из своих самых демократических достижений нынешняя власть считает принятие 9 мая текущего года закона «О доступе к публичной информации». Однако, после вступления закона в силу два месяца назад ситуация с открытостью информации не претерпела никаких позитивных изменений. Партнерство «Новый гражданин», в состав которого входит более 50 общественных организаций, выразило озабоченность относительно фактического саботажа упомянутого Закона со стороны Кабинета Министров. К тому же, несмотря на прямое поручение Президента подготовить нормативные акты, которые бы обеспечили эффективную работу Закона, правительство явно не спешит выполнять эти указания(4).

В условиях отсутствия полноценного правового поля, Закон «О доступе к публичной информации» создает лишь иллюзию открытости государственной информации. Как следствие, многочисленные запросы украинских журналистов в Кабинет Министров, Верховную Раду или Администрацию Президента Украины о предоставлении информации о государственных расходах на коммунальное имущество, которым пользуются чиновники, или требующих обнародования их деклараций о доходах, либо просто игнорируются, либо на них присылают отписки, что противоречит законодательству.

Таким образом, формально открыв доступ к публичной информации, чиновники в действительности делают все возможное, чтобы эту информацию скрыть – несмотря на публичные заявления президента о прозрачности и открытости украинской власти.
(4) http://www.telekritika.ua/news/2011-07-11/64231

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Один из парадоксов законотворчества в Украине заключается в том, что, создавая законы, власть потом оказывается не в состоянии выписывать подзаконные нормативные акты, которые бы сделали возможным надлежащее функционирование этих законов. Продемонстрируем это на примере конституционного положения о депутатской неприкосновенности. Его параметры законодательно так и не были уточнены, вследствие чего депутаты сегодня пользуются этой конституционной нормой, как им заблагорассудится. Они живут вне закона и вместе с тем уполномочены следить, чтобы все остальные граждане строго его соблюдали.

Вряд ли изначально предполагалось, что положение о неприкосновенности может распространяться на семьи депутатов, что их дети будут вести себя как бандиты и при этом оставаться безнаказанными. Вряд ли это положение существует для того, чтобы водители депутатов получили право нарушать правила дорожного движения, ездить как сумасшедшие, а, попав в аварию, апеллировать к неприкосновенности своих боссов. Вряд ли закон дает право депутатам захватывать компании и предприятия, присваивая чужую собственность и лишая обворованных собственников возможности защитить себя в суде. Потому что если так и было задумано, тогда это положение надо немедленно отменить.

То же касается и Закона «О доступе к публичной информации». А может, этот закон – лишь бутафория, призванная ввести в заблуждение украинскую общественность и международное сообщество? Если заинтересованная сторона вынуждена обращаться в суд, чтобы получить информацию, в то время как право на ее получение гарантирует закон, тогда с законом действительно что-то не так.

В современных условиях прозрачность определяет успешное существование любого общества. Без прозрачности невозможно побороть коррупцию, решить проблему некомпетентности, без прозрачности невозможен прогресс. Если законодатели пишут законы исключительно для обслуживания собственных интересов, то таких законодателей надо менять.

Цитата недели:
У меня нет формулы того, как избавиться от диктатора или построить демократию. Могу лишь посоветовать забыть о себе и просто думать о своем народе. Ведь только народ способен добиваться изменений.

Корасон Акино
11-й президент Филиппин
Виктор Ткачук
Фонд Сначала Люди