Известный петербургский ученый Арсений Митько рассказал об обеспечении безопасности судоходства в Арктике.

28 Июля 2016
Для этого мы побеседовали с кандидатом технических наук, председателем совета молодых учёных Севера Арктической общественной академии наук (АОАН), член-корреспондентом Российской академии естественных наук (РАЕН) Арсением Митько.
- В связи с чем появилась необходимость создания системы освещения подводной обстановки в Арктике?
- Решение задачи информационного обеспечения действий сил в Арктике до настоящего времени выполнялось с применением только мобильных маневренных сил – подводных аппаратов и авиации. Разработка теоретических основ и технических путей создания позиционных средств освещения подводной обстановки, использующих для обнаружения подводных объектов различные физические поля, обусловливает необходимость поиска новых способов использования этих средств, с целью повышения эффективности функционирования средств информационного обеспечения в Арктике.
Система освещения подводной обстановки (СОПО), в сочетании с системами освещения надводной обстановки, предоставляет полную картину подводной обстановки в районе действий.
- Какие задачи по обеспечению безопасности судоходства в регионе являются приоритетными?
- В законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, касающиеся ответственности за нарушение требований, обеспечивающих безопасность судоходства в зонах безопасности. Подготовленный Минтрансом России проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ¹ 527750-6 23 сентября 2014 г. прошел первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и готовится ко второму чтению.
Устанавливая административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности законопроект позволит повысить эффективность мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства в зонах безопасности, последующего окончательного принятия на 68 сессии Комитета по защите морской среды (КЗМС), состоявшейся в мае 2015 года (г. Лондон, Великобритания).
Среди основных задач могу назвать:
• Формирование единого информационного пространства;
• Создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе путем прокладки подводных волоконно-оптических линий связи по трассе Северного морского пути и интеграции с сетями связи других государств.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития арктического туризма?
- Проблемы развития туризма в Российской Арктике, обусловленные высокой стоимостью транспортных услуг, отсутствием соответствующей инфраструктуры, институциональными ограничениями передвижения (пограничный и таможенный контроль), а также недостаточно высоким уровнем жизни населения в РФ, не позволяют рассчитывать на массовый арктический туризм в ближайшей перспективе.
Однако международный опыт показывает, что рост количества туристов следует за развитием транспортной инфраструктуры (аэродромов, местной авиации и флота), повышением доступности конкретных объектов интереса, развитием инфраструктуры размещения и повышением уровня обслуживания туристов.
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года развитие арктического туризма будет проходить в направлении возникновения новых для Арктики видов туристической деятельности, туристских продуктов, мероприятий событийного календаря, вовлечения новых ареалов Арктики в туристическую деятельность приведет к 2020 году к формированию единого кластера туристических видов деятельности (производств услуг, товаров, кадров) и вхождения арктического туризма составной частью в национальный и международный рынок туристических услуг.
Арсений Митько
Арктическая академия наук
spp@nrd.ru
Оригинал материала