Северный Кавказ. Решение проблем возможно, но нужны новые подходы

14 Января 2010
Дискуссия с участием Деньги Халидова, доктора политологии, сопредседателя Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) и руководителя Научно-проектного совета РКНК; Эдуарда Хачукаева, советника Российской академии естественных наук, члена Исполкома РКНК, члена Национальной общественной комиссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе; Камалудина Микаилова, к.эк.н., руководителя Инициативной группы по созданию НКО «Развитие территории Юга России», члена Высшего совета РКНК.
Деньга Халидов: Все с нетерпением ждут: кто же будет спецпредставителем на Северном Кавказе? Но мало кто задается вопросом: «А, собственно, какими такими новыми рычагами и инструментами он будет обладать, чего не было прежде?». Вопрос можно и так переформулировать: «Неужели существующие рычаги (законы федеральные и республиканские, а также распоряжения федеральной исполнительной власти) недостаточны, чтобы решать проблемы в регионе?». Был, например, Дмитрий Козак и какие-то подвижки были заметны. Но увы, потом человека перебросили на другой «фронт». Затем были другие назначенцы в ЮФО. Но республики Северного Кавказа (далее просто СК) - совсем другая «материя». Если вы помните, мы на «круглом столе» в Московском доме национальностей (27 ноября 2009 г.) подробно об этом говорили. Здесь существенно отличающаяся от российской и соседних регионов социальная структура и культура (ценности, нормы и обычаи). Здесь высокая концентрация безработицы и «горючего» (пассионарного) человеческого материала, межэтнических и внутриконфессиональных проблем. Методами, годными для Ивановской или любой другой «русской» области, здесь не обойдешься. Нужно найти новые механизмы и «инструменты». Разумеется, оставаясь в рамках Федерации и не нарушая целостности Российского государства. Мы здесь собрались, чтобы обсудить эти вопросы. Мне кажется, что нет смысла повторяться, излагая то, что и так известно. То есть, какие ключевые проблемы накопились в регионе за последние годы и в чем их суть?
Эдуард Хачукаев: Да, действительно, за последние 20 лет, как мы помним, на Северный Кавказ отряжались многие представители федеральной власти - от Поляничко и Егорова с Шахраем до Козака с Устиновым. В главном они решали одну и ту же задачу - стабилизация обстановки. Но делали это всегда однотипными методами и средствами, как правило, окрашенными в силовой оттенок, за исключением Дмитрия Козака. В силу этого, как бы кто из них ни старался, достичь искомой стабильности не удалось никому, в результате чего нынешняя ситуация в республиках СК по-прежнему вызывает озабоченность Кремля. А ведь еще со времен XIX века известно, что простыми конструкциями Россия никогда не добивалась на Кавказе положительных результатов. Здесь нужны комплексные многоаспектные подходы, готовности к которым пока федеральный центр не проявлял. Вот почему многие просто не верят в то, что очередной новый спецпредставитель по региону справится с поставленной задачей.
Д.Х.: Эдуард, это была твоя идея с институтом спецпредставителя по региону, которую мы потом расписали для администрации Президента РФ?
Э.Х.: Да, это была наша с тобою идея. Но она базируется на ином концептуальном подходе к проблемам Северного Кавказа, нежели нынешняя политика, проводимая Кремлем в этом регионе. Введение Института спецпредставителя по Северному Кавказу имеет смысл, и это эффективно в том лишь случае, когда федеральная власть готова решать проблемы северокавказцев, притом не только экономические, но и политические и социокультурные. Сегоднешней ситуацией на СК озабочена не только Москва, но и все россияне, как, впрочем, и другие народы из различных стран, кто традиционно испытывает к России чувства симпатии. Поэтому этот вопрос очень актуален для высшего политического руководства РФ и потому его неоднократно озвучивал Президент Дмитрий Медведев. И, если институт спецпредставителя планируется использовать в роли некоего «доктора», то «болезнь», предназначенная ему для «лечения», должна быть четко идентифицирована как по своим симптомам, так и по своим причинам. Иначе должного эффекта не достичь. Хочу отметить, что такая точная диагностика по СК уже проводилась на последнем «круглом столе» (27 ноября в Московском доме национальностей), где были представлены твой доклад и содоклад нашего коллеги К. Микаилова. Да и в прежние годы некоторые другие политологи и каказоведы также старались обратить внимание Кремля на глубинные причинно-следственные связи тех негативных процессов, которые протекали в этом регионе. Однако, федеральная власть только сейчас стала прислушиваться к таким алармистским сигналам. И в этом я уже вижу первые позитивные подвижки.
Камалудин Микаилов: Вот тут я хотел бы добавить, что истинные причины, дестабилизирующие Северный Кавказ, нельзя устранить одними силовыми методами, поскольку местные проблемы связаны, главным образом, с незанятостью населения, с трудностями найти легальный и удовлетворительный заработок. В регионе огромный запас предпринимательской энергии. Вот Деньга в своем докладе на «круглом столе» приводил данные социологических опросов, которые показывают, что в северокавказских республиках действует так называемой «двойной коэффициент» - здесь всё надо умножать на два. То есть желающих иметь свой бизнес в регионе больше в два раза, чем в целом по стране. Но и безработных тоже больше, не менее чем в два раза. А дважды два, как известно, четыре, что и дает ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ негативный эффект, который затем весьма значимо влияет на снижение стабильности в регионе.
Но почему же до сих пор не получалось использовать этот потенциал? Что мешает? Вот пример из общероссийской практики. Из федерального бюджета Минрегионразвития РФ в 2008 г. было выделено более 320 млрд. руб., но освоить успели только порядка 10 млрд. руб. В чем дело? В слишком громоздком механизме их освоения. Тут что-то надо делать. С такими темпами мы далеко не уедем. Кстати, до этого такую же задачу пытались решать через Минэкономразвития РФ (в 2007 г.), но потом передали эту функцию в Минрегионразвития РФ. Есть Программа «Юг России» и отдельные по республикам программы, но и они буксуют по известным причинам.
Э.Х.: Я закончу свою мысль. С давних пор известно, что жизнь человека - это всегда постоянная борьба за ресурсы, за жизненно важные ресурсы. Их так и называют - ЖВР. В наши время эта аксиома особенно наглядно проявляется на Северном Кавказе, где данная борьба проявляется наиболее выпукло. Борьба за жизнь, за рабочее место, за территорию, за должность, за близость к административным и иным ресурсам. А проблемы, согласно ресурсологии, появляются там и тогда, где не хватает этих самых ЖВР. Вот отсюда и растут основные корни дестабилизации. При этом северокавказцы не просят и не требуют никаких ресурсов за просто так. Нет, они хотят их зарабатывать легальным, честным путем и хотят иметь возможность доступа к ЖВР, но их не пускают. И это несправедливо. Вот это самое чувство несправедливости, обостренное у горцев до предела, и является первым главным компонентом в фундаменте нестабильности на Северном Кавказе. А, соответственно, безработица и незанятость населения - второй главный компонент местных проблем.
Д.Х.: Наша дискуссия плавно перешла на тему «безработица и экономическая отсталость, как главный фактор нестабильности в регионе». Не хочу спорить, но безработных в регионе сотни тысяч, а тех, кого считают главными «дестабилизаторами» («лесные братья» из экстремистского подполья) - от силы несколько сотен. Может, полтысячи человек в Дагестане, Чечне, Ингушетии и КБР. Чувствуете разницу? Здесь нет непосредственной связи между экономикой (безработицей) с одной стороны, и экстремизмом и нестабильностью - с другой. Здесь, скорее, мы имеем дело с корреляционной связью сопутствия. То есть, выстраивается такая схема связей: «коррупция и произвол властей (бессудные расправы и пр.) - социальная несправедливость и недовольство среди части молодежи - подверженность радикальной пропаганде и/или родственные связи с непримиримыми - неадекватные методы «профилактики» со стороны силовиков и правоохранителей - уход в подполье к «лесным братьям».
Говорят еще, что молодой человек с готовностью идет на колоссальный риск из-за денег. Мол, в экстремистском подполье «гуляют» большие деньги. Ну, это вообще из разряда «бабка надвое сказала». Главное здесь - идейные, смысловые моменты, деньги потом. Кстати, об этом однажды уже говорил руководитель Управления ФСБ по Дагестану. Так, что давайте не упрощать проблему.
Но я поддерживаю Ваш настрой на обсуждение финансово-экономических механизмов решения проблем в регионе СК. Я согласен, что это один из главных вопросов в комплексе мер, которые необходимо принять по региону. Один из главных, но не самый главный. Почему? Да потому, что в регионе всегда пытались решать сложные проблемы таким простым методом: «грубая сила + деньги (большие деньги) все перетрут». Не получается. Почему, поговорим в другой раз. А пока, давайте, обсудим финансово-экономический аспект проблемы. Почему не удается нейтрализовать безработицу? Почему не дают должного эффекта различные инвестиционные программы? Что надо сделать?
М.К.: Дело в том, что инвестиционные ресурсы выделяемые региону (либо через полпредство ЮФО - «Программа ЮГ России», либо через республиканские власти) очень слабо доходят до конечного «потребителя». Если вообще доходят, с урезаниями и «откатами». Систему «откатов» никто не отменял. Может, в каких-то республиках дело обстоит лучше. Но в целом картина такая безрадостная. Кроме того, потенциальный или реальный предприниматель должен разработать бизнес-проект, потратить на это около 10% стоимости самого проекта. Еще неизвестно, утвердят этот бизнес-проект или нет там, в Москве. А вы еще спрашиваете: почему не осваиваются выделенные государством инвестиционные ресурсы? Надо приложить героические усилия, вложить свои кровные и рискнуть. В общем, механизм реализации инвестиционной программы государства страдает серьезными изъянами. Даже без сопутствующих бюрократических и коррупционных мотивов. Все ведь знают, как в различных регионах страны работает с инвестиционными деньгами Россельхозбанк.
Э.Х.: Камалудин, нам могут сказать, что критиковать легко, а вот предложить нечто реальное, стоящее, могущее дать искомый эффект - вот это сложно. Тем более, что несправедливость и безработица - далеко не единственные проблемы, которые нужно решать. Федеральному центру и спецпредставителю потребуется действенный интструмент, способный не просто «латать» проблемы, но эффективно их закрывать.
Д.Х.: Верно. Не все ведь упирается в материальные ресурсы. Там полно и внеэкономических причин нестабильности: этнические, внутриконфессиональные, административно-правоохранительные и прочее. Здесь потребуется вдобавок к экономическим действиям и политический механизм, проявление мудрости, честности, твердости, бескорыстия и так далее, что в наше время крайне редко встречается.
К.М.: В том-то и дело, что нами разработан такой механизм и у нас на руках имеется такое конкретное и реальное предложение, которое способно надолго закрыть местные проблемы! Что мы предлагаем? Во-первых, изменить в корне инвестиционную политику на Северном Кавказе и отказаться от порочной практики направлять в бездонную пропасть госбюджетные деньги. Необходимо создать государственную инвестиционную корпорацию под названием «Развитие территорий Юга России» с целью использовать её как действенный инструмент в руках спецпредставителя Президента РФ.
Такая корпорация не может работать как банк, но может участвовать в проектах, недостатка в которых в регионе не будет.
Финансово поддерживаемый корпорацией малый бизнес может стать эффективным средством вовлечения в производство избыточных трудовых ресурсов. Корпорация, владея значительными пакетами акций компаний, сможет осуществлять управление предприятиями, имея своих представителей в наблюдательных советах компаний, участвовать в принятии важнейших финансовых и инвестиционных решениях. Корпорация, имея свою долю в компаниях, получит механизм контроля и прямого доступа к внутренней информации и может влиять на деятельность фирм. Такая корпорация смогла бы дать мощный толчок к массовому развитию малых и средних предприятий, появления перспективных рынков сбыта, решению социально-экономических проблем и экономическому росту. Экономический рост привносит модернизацию инфраструктуры и перестройку производственной базы, увеличение внутреннего потребительского спроса за счет увеличения доли среднего класса.
В общем, мы в другом ключе ставим вопрос: не мешайте людям зарабатывать деньги, создавать предприятия и заниматься предпринимательством. Давайте им помогать. И мы все увидим, как преобразится край. Сами собой отпадут проблемы терроризма и пр. Во всяком случае, они не будут иметь такой актуальности.
Д.Х.: В бывшем Союзе еще в 30-40-е годы в лесах Дагестана и Чечни были свои недовольные колхозными реформами и упразднением шариатских судов. Государство их называло бандитами, другие - повстанцами. Только концу 40-х гг. удалось окончательно стабилизировать ситуацию. Так что ничто не ново под луной.
По поводу идеи инвестиционной госкорпорации для Юга России. Здесь тоже определенный опыт накоплен. Существует и успешно функционирует НКО «Инвестиционная корпорация по развитию Пензенской области». В Якутии создана в форме ОАО инвестиционная корпорация по развитию республики. Новым в проекте Камала является создание корпорации, которая работала бы на территории Юга России в целом, а не только в республиках СК. Я вижу здесь такое обоснование: такой подход позволит в существенной мере снизить накал межэтнических страстей на Юге России, использовать предпринимательскую энергию и хватку по всему суперрегиону. Все-таки территория ЮФО - это колоссальные человеческие ресурсы, если сравнивать с другими федеральными округами; плюс выгодное геоэкономическое и геополитическое положение, а также природные ресурсы.
Но «соль» проекта заключается в «техничном» обходе бюрократических рогаток и в ускорении самого процесса принятия решений об инвестициях. Наверное, Камал расскажет нам об этом подробнее.
Э.Х.: Мне кажется, имеет смысл тезисно это повторить. Лучше сначала произвести своеобразную инвентаризацию проблем, а потом начать искать ключи к их решению.
М.К.: Давайте сделаем сравнительный анализ. По своей территории ЮФО крупнее, чем любое государство Западной Европы, а по плотности населения уступает большинству стран всей Европы. По экономическим показателям некоторые страны Европы и Азии, имея такое же количество населения и меньшие территории, показывают бурный рост и имеют гигантские экономические показатели, сравнимые с показателями РФ.
Но показатели экономического развития территории ЮФО ухудшают, главным образом, республики Северного Кавказа. Ситуация на Юге России осложняется в связи естественным приростом населения, отсутствием возможности трудоустройства населения в республиках Северного Кавказа. Цифры всем хорошо известны. Федеральный центр прикладывает большие усилия для изменения положения в регионе. Были и есть много федеральных и республиканских программ по развитию этих территорий, но ожидаемого эффекта не получается; средства, выделяемые на эти программы, постепенно «тают», не показывая конкретных результатов. Именно этим объясняется необходимость учреждения государственной инвестиционной корпорации «Развитие территорий ЮФО».
Такая корпорация, учрежденная субъектами ЮФО и Правительством РФ, могла бы иметь свои филиалы в 46-ти условных округах, определенных самой корпорацией и обеспечивающих развитие этих условных территорий. Филиалы корпорации могли бы принимать долевое участие в развитии новых компаний совместно с местными предпринимателями данной условной территории, оказывать содействие в решении возникающих проблем и обеспечивать сохранение вложенных средств до полного выхода корпорации из данной компании. На начальном этапе развития госкорпорация могла бы оказать содействие в организации и поддержке компаний по производству импортозамещающей продукции. Это создаст необходимые условия и компании получат возможность совершенствовать производство и подготовятся к выходу на внешний рынок. Главное и необходимое условие учреждения инвестиционной корпорации заключается в том, что корпорация не подчиняется руководителям-чиновникам субъектов ЮФО, все финансовые операции производятся с согласия руководства корпорации и проекты финансируются по собственной программе. Здесь учитываются местные условия данной территории на возвратной основе, и руководители корпорации подотчетны только Правительству РФ.
(Продолжение следует)