Баку - Анкара: охлаждение отношений или «холодная война»?

17 Декабря 2009
Стратегическому партнерству между Турцией и Азербайджаном был нанесен беспрецедентный ущерб, и это может иметь далеко идущие последствия. Начиная с того момента, когда турецкая правящая Партия справедливости и развития объявила о своем намерении нормализовать отношения с Арменией - заклятым врагом Азербайджана - отношения между Анкарой и Баку охладились, отмечает в своей аналитической статье «The Jamestown Foundation».
Руководство Азербайджана в апреле направило Анкаре жестко сформулированное послание, а президент Ильхам Алиев отказался принять приглашение турецкого президента Абдуллы Гюля и участвовать в проводимой под эгидой ООН в Стамбуле конференции «Альянс цивилизаций». Однако особенно сильным возмущение Баку стало после подписания протокола об установлении дипломатических отношений между Турцией и Арменией. И общественность Азербайджана, и политическое руководство страны открыто осудили одностороннюю политику Турции. Азербайджанский министр иностранных дел сразу после этого обнародовал пресс-релиз, в котором было подчеркнуто, что подписание протокола «явно противоречит национальным интересам Азербайджана, а также бросает тень на братские отношения между Азербайджаном и Турцией, имеющие глубокие исторические корни».
Произошедшее вызвало взрыв антитурецких настроений в Баку. Турция, которая традиционно был союзником, братским государством и последней надеждой, теперь потеряла доверие в Баку. Анкара, судя по всему, переусердствовала в попытке получить еще одного дружественно настроенного соседа и почти разрушила свои стратегические отношения с Азербайджаном.
Президент Азербайджана объявил, что его страна теперь будет рассматривать альтернативные варианты экспорта своего природного газа, так как турецко-азербайджанские переговоры о транзите голубого топлива не дали конкретных результатов. Он обвинил Турцию в том, что она препятствует достижению договоренностей, предлагая неприемлемо низкие цены на азербайджанский газ. Он также напомнил, что до последнего времени Азербайджан продавал природный газ Турции на 30% дешевле, в сравнении с ценой на мировом рынке.
Кроме того, Алиев упомянул Россию, Иран и Черное море как альтернативные маршруты транспортировки азербайджанского газа. По странному совпадению, на той же неделе «Газпром» и азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR подписали в Баку соглашение об экспорте 500 млн. кубометров азербайджанского газа в Россию по цене, которую Алиев назвал «взаимовыгодной».
Последние соглашения о поставках газа в Болгарию, Иран и Россию дают основание полагать, что Баку рассматривает альтернативные экспортные варианты как средство оказать нажим на Анкару и вынудить ее пойти на значительное повышение закупочных цен на азербайджанский газ. Баку и Анкара не могут договориться о взаимоприемлемой цене на газ, хотя переговоры ведутся с апреля 2008 года, напоминает информационно-аналитический журнал «EurassiaNet».
По мнению аналитиков, урегулированию разногласий, возникших между двумя давними союзниками по вопросу закупочных цен, мешает охлаждение в дипломатических отношениях между ними. Подписание протоколов о нормализации отношений между Турцией и недругом Азербайджана Арменией заставило Баку занервничать. Как заявил «EurassiaNet» член правления Института «Открытое Общество» (Азербайджан) Расим Мусабеков, «…в ситуации, когда Баку не чувствует решительной политической поддержки со стороны Турции, почему Азербайджан должен субсидировать турецкую экономику, поставляя этой стране дешевый газ, хотя уровень жизни в Турции, по крайней мере, вдвое выше, чем в Азербайджане».
Аналитики отмечают, что азербайджано-турецкое стратегическое партнерство было фундаментом будущих восточно-западных энергетических коридоров, основой безопасности, политического и геостратегического баланса в регионе. Без этого стратегического партнерства существование оси влияния Турция - ЕС - США и ее продолжение в среднеазиатский регион оказалось под угрозой.
Этот геополитический просчет со стороны официальных лиц Турции, ЕС и США, активно настаивавших на односторонней нормализации турецко-армянских отношений без учета интересов Азербайджана и перспектив решения вопроса о Карабахе, вызовет эффект бумеранга. Россия может использовать эту великолепную возможность для реализации в регионе некоторых пунктов своей повестки дня. Россия может изолировать Грузию, отрезав ее от новых транзитных маршрутов, и положить «на полку» поддерживаемый ЕС и США газопровод «Набукко», разрушая азербайджано-турецкое стратегическое сотрудничество и заставляя таким образом Азербайджан продавать газ России.
Подобные процессы, с точки зрения аналитиков, в значительной степени подрывают планы Европы по диверсификации энергопоставок, что исключительно в интересах Кремля.