На страже демократии, 2011 - Выпуск 9

28 Марта 2011
Восток Украины разочаровывается в избранной власти

Вотчина Президента начинает проявлять недовольство действиями власти. Первыми активную публичную инициативу проявили женщины – жены шахтеров из депрессивных районов Донецкой области. Недавно они пришли к зданию Донецкого горсовета с требованием немедленного «улучшения жизни». Женщины заявили, что в нынешних условиях даже еда стала для них роскошью, а мизерные зарплаты и пенсии полностью идут на оплату коммунальных услуг. Одной из главных проблем, игнорируемых властью, женщины называют нелегальную добычу угля – бизнес, ежегодно приносящий своим хозяевам свыше 10 млрд. грн. (1,25 млрд. долл.) теневых доходов. Шахтерские жены также заявили, что местная власть всячески препятствовала их приезду в Донецк на акцию протеста.

Сегодня шахтерский гнев адресуется местной власти. Протестующие считают, что Президент Янукович не проинформирован должным образом об ухудшении ситуации в своем родном регионе. Впрочем, совершенно очевидно, что такая наивность населения не вечна. По данным опроса, проведенного GFK Ukraine в январе 2011 года, 54% опрошенных считают, что страна движется в ложном направлении. В свою очередь, опрос Института Горшенина, проведенный в феврале 2011 года, свидетельствует, что в 2010 году деятельность правительства во главе с М.Азаровым негативно оценивают 59,3% опрошенных. В. Янукович, подводя итоги первого года президентства, пообещал уделять угольной отрасли и нуждам шахтеров особое внимание. Сегодня у самой лояльной к власти части украинского электората еще остается надежда на улучшение жизни. Но когда иллюзия рассеется, именно шахтеры могут стать одними из первых, кто выйдет на масштабные акции протеста.

Комментарий Фонда „Сначала Люди”:

Похоже, что Президент Янукович всего за один год достиг того, что в полной мере не удалось Ющенко и Тимошенко за пять лет. После Оранжевой революции запад Украины радовался приходу к власти демократического президента и вдохновенного премьера. Восток и юг были разочарованы. Западной Украине понадобилось пять лет, чтобы осознать собственную иллюзию. После президентских выборов 2010 года сложилась диаметрально противоположная ситуация: восток и юг радовались, а западу оставалось только смириться с результатом. Однако команда Президента Януковича всего за один год сумела убедить свой преданный электорат в том, что новая власть, как минимум, ничем не лучше своих предшественников на Банковой.

Определенное разочарование после выборов – в принципе, нормальное явление в любой политической среде. Но ирония судьбы заключается в том, что, согласно результатам исследования компании GFK, сегодня север, юг, запад и восток Украины говорят на одном и том же языке. Страна наконец-то объединилась. К сожалению, объединяющим фактором стало общее разочарование политической системой и политической элитой.

Пора признать, что такая "украинская демократия" в принципе не способна обеспечить социальную справедливость и экономическое благополучие. И речь идет даже не о способностях и возможностях политиков и их хозяев-олигархов. Речь идет о том, что политическая система, позволяющая политикам и богачам жить вне закона, априори неспособна создавать и защищать демократические блага.

Нынешняя ситуация не изменится без фундаментальной трансформации самой системы. Демократия может успешно развиваться только в среде прозрачности, подотчетности государства перед народом и строгого соблюдения закона. Что-либо иное будет в лучшем случае подделкой, в худшем – откровенным мошенничеством. Легкость получения огромных необлагаемых налогом прибылей, как правило, создает иллюзию, что в государстве все под контролем и любые неожиданности исключены.

Партия регионов движется к расколу?

Получив год назад неограниченную власть в государстве, Партия регионов оказалась перед угрозой не выдержать испытаний, дарованных этой абсолютной властью. Конфликт интересов, возникший между различными группами влияния внутри партии, уже привел к ее ослаблению, а в скором будущем может вылиться в полноценный раскол – еще до парламентских выборов, которые состоятся осенью 2012 года. Внутренняя консолидация «регионалов» и принцип не выносить сор из партийной «избы» начинает постепенно давать сбой, о чем свидетельствуют публичные препирательства между представителями Администрации Президента и правительства, противостояние между отдельными партийными чиновниками в областях, а также периодическая критика в адрес правительства со стороны СМИ, владельцами которых являются представители партии власти.

Без определенного идеологического стержня, управляемая исключительно бизнес-интересами, Партия регионов фактически обречена на потерю влияния и распад на ряд отдельных политических сил. Этому процессу активно способствуют факторы ухудшения социально-экономических показателей, падения уровня жизни населения, негативное влияние мирового кризиса на ситуацию в стране, а также ограниченность внутренних украинских ресурсов, которых «на всех» уже не хватает. К тому же, Президент, получив максимум полномочий, похоже, не заинтересован в сохранении влиятельности Партии регионов как потенциального конкурента в борьбе за власть. Следовательно, есть все основания ожидать нарастания противоречий между отдельными бизнес-группами в партии власти, которые будут проявляться в кадровой ротации, усилении критики в адрес правительства и отдельных его представителей, а также в переориентации ряда влиятельных представителей Партии регионов на выборы в мажоритарных округах. Тотальное разочарование населения властью и желание видеть в избирательном бюллетене новые названия и имена может вскоре окончательно лишить Партию регионов политической монополии в Украине.

Комментарий Фонда „Сначала Люди”:

Партия власти в Украине – это не определенная политическая идеология, как в большинстве развитых стран, а объединение бизнес-групп, каждая из которых стремится отхватить свой кусок бюджетного пирога. К сожалению, правда заключается в том, что в Украине сегодня нет ни одной влиятельной партии с идеологическим фундаментом. Абсолютное большинство нынешних партий – это скорее машины по накоплению прибылей, владельцы которых настроили большую часть законодательной базы на режим удовлетворения собственных интересов.

Мы уже неоднократно убеждались, как легко политики мигрируют от одного политического лагеря к другому. В демократическом государстве депутат, планирующий переход в другую парламентскую фракцию, должен пройти через избирательную процедуру, призванную подтвердить, что его избиратели не против такого перехода. В Украине же перебежчиков клеймят позором только лидеры партий, теряющих „штыки”. Поэтому неудивительно, что ныне действующая парламентская коалиция демонстрирует признаки внутреннего противостояния: бизнес-кланы оспаривают между собой права и привилегии.

Перерастание противостояния в раскол вызовет массу вопросов. Что будет с вертикалью власти в условиях, когда баланс сил на стороне „обиженных” структур Партии регионов? Станем ли мы свидетелями репрессий, которые сегодня направлены преимущественно против Тимошенко и ее сторонников? Будет ли президентская команда бороться за дальнейшее увеличение полномочий Президента в стремлении любой ценой удержать власть?

Учитывая все это, возникает вопрос: может, контроль Президента над властью в стране не столь абсолютен, как кажется на первый взгляд?

Способна ли Европа повлиять на ситуацию в Украине?

Некоторые влиятельные европейские эксперты, в частности руководитель Представительства немецкого Фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге, осторожно высказываются по поводу того, что у ЕС нет достаточно рычагов влияния на ситуацию в Украине в случае, если украинская власть и дальше будет нарушать демократические стандарты. В Европе нарастает разочарование Украиной и усталость от постоянных попыток ее «перевоспитания». В то же время, в рамках диалога Украина–ЕС подчеркиваются и позитивные моменты, в частности в вопросе подготовки Соглашения об ассоциации, включая создание зоны свободной торговли, а также касательно введения безвизового режима.

Впрочем, и сам Нико Ланге, и некоторые другие эксперты все же приводят примеры вариантов влияния на Киев с целью возвращения его политики в демократическое русло. Речь может идти и об отказе подписывать упомянутые соглашения между Украиной и ЕС до тех пор, пока не станет очевидным улучшение в сфере соблюдения демократических свобод, и об экономическом давлении на представителей украинского крупного бизнеса, экспортирующих свою продукции в ЕС, в частности таких как введение 50-процентной пошлины на украинские конфеты и некоторые другие группы товаров, на что уже, кстати, намекало руководство ЕС. В наихудшем варианте применения жесткого давления речь может идти даже об отказе в предоставлении виз ряду украинских чиновников, как это уже сегодня практикуется в отношении некоторых политиков соседних Беларуси и России, или о замораживании капиталов – санкции, применяемой в настоящее время против властей Ливии. Таким образом, у ЕС есть немало инструментов влияния, нужно лишь их комплексно задействовать и таки убедить украинскую власть в преимуществах демократического пути развития.

Комментарий Фонда „Сначала Люди”:

В своих оценках Нико Ланге прав. Сегодня у ЕС действительно нет достаточного количества инструментов влияния на Украину. Впрочем, ситуация может легко измениться. С политической точки зрения, ЕС – новый ученик в классе. Это объединение государств лишь недавно начало реализовывать шаги, выходящие за пределы внутриевропейской политики. Этим пыталась пользоваться Россия, которая активно налаживала выгодные для себя отношения с Германией, Австрией и Италией, применяя при этом принцип «разделяй и властвуй». Но ситуация изменилась.

Благодаря подписанию Лиссабонского соглашения, ЕС наконец смог показать, что в случае надобности может и когти показать. Сегодня Евросоюз особенно интенсивно наращивает мышцы в сфере внешней политики. Прошли времена, когда легко было „разделять и властвовать”. Сегодня у ЕС есть четкое видение ситуации и позиция, к которой украинским депутатам стоило бы прислушаться. Темпы внедрения санкций против Беларуси, а теперь еще и против Муаммара Каддафи, свидетельствуют о становлении могущественной европейской силы, которую нельзя недооценивать.

Россия уже почувствовала эту перемену и оперативно меняет подход к отношениям со странами-членами ЕС на более прагматичный, в то время как Украина продолжает наивно полагать, что может говорить одно, а делать другое, думая, что ЕС это проглотит и не заметит. Власть серьезно рискует, ведь терпение ЕС не безгранично.

Новая система парламентских выборов может упразднить демократию в Украине

Внесение изменений в избирательное законодательство, предусматривающих возврат к мажоритарной или смешанной модели, будет означать установление монопольного контроля Президента и Партии регионов над Верховной Радой. В случае принятия парламентом, эти изменения полностью лишат оппозицию политической перспективы, так как даже получив большинство мандатов по партийным спискам, она полностью проиграет в мажоритарных округах, где власть обладает широкими возможностями применения админресурса. Как утверждают СМИ, самые известные политики-«регионалы» уже начали борьбу за голоса избирателей в мажоритарных округах на востоке Украины.

С целью нормативного обеспечения идеи возврата к мажоритарной или смешанной избирательной системе указом Президента от 2 ноября 2010 года создана рабочая группа по вопросам усовершенствования законодательства о выборах, которая до конца марта текущего года должна предложить на рассмотрение парламента свой законопроект.

Президент поддерживает изменение избирательной системы. В телемарафоне «Разговор со страной» он, в частности, отметил, что не подпишет закон, в котором не будет предусмотрено введение мажоритарной или смешанной системы выборов. По мнению Януковича, такие системы смогут поднять уровень ответственности перед избирателями и повысить эффективность работы парламента. Позицию Президента поддерживает и глава Центральной избирательной комиссии Владимир Шаповал, который считает смешанную систему компромиссом в нынешних условиях. В то же время, по результатам опроса, проведенного Лабораторией законодательных инициатив и компанией TNS в Украине, почти половина украинцев – 48,9%, высказалась против введения смешанной системы выборов в Верховную Раду.

Комментарий Фонда „Сначала Люди”:

Не может не смущать очевидность использования политической технологии. На протяжении последнего года президентская команда манипулировала Конституцией – сначала с целью построения вертикали власти, а после этого с целью проведения выборов в местные органы власти – с многочисленными нарушениями. Теперь эти нарушения используются в качестве повода для изменения избирательного законодательства к грядущим парламентским выборам. Сегодня власть уже пытается подогнать под собственные интересы избирательные округа – по „форме и размеру”. Все эти маневры преследуют единственную цель – любой ценой как можно дольше удержаться на властном Олимпе.

Вышеизложенная стратегия действий украинской власти устарела по всем параметрам. Во-первых, на улице уже ХХI век. Во-вторых, народ Украины достаточно образован и владеет свободным доступом к Интернету и мобильной связи. В конце концов, мир уже просто устал от политиков, которые почему-то считают страну своей собственностью. Нравится это Партии регионов или нет, но свыше 90% украинцев голосует за демократическое государство, а это значит, что президент, парламент и правительство обязаны отчитываться за свои действия перед народом. В предвыборном манифесте Президента и программе Партии регионов крайне мало информации о том, чего они стремятся достичь. Даже находясь у власти, в своих попытках реформ и законодательных изменений они не имеют поддержки народа. В ноябре прошлого года Президент РФ А.Медведев предупреждал Россию, что однопартийная система несет стране угрозу отставания. Впрочем, Партия регионов, кажется, упрямо стремится именно к этому.

Но самая большая проблема современной украинской политики – это уровень политической культуры тех, кто именует себя оппозицией. Оказывается, наши оппозиционеры не способны ни на организованное сопротивление, ни на конструктивное сотрудничество с парламентским большинством. Понятно, что в государстве, где законодательство – это ширма для мошенничества, государственные силовые структуры – охранники офисов богачей, а 450 неприкосновенных депутатов – неподконтрольные распорядители национального бюджета, быть оппозиционером сложно и опасно. Но нынешняя власть действует так, что не быть оппозиционером сегодня практически невозможно. Или ты в действенной оппозиции, или не имеешь права называться выразителем воли своего избирателя.

Монолитные политические нации рождаются благодаря людям, обладающим видением и возможностями, людям, работающим ради национальных интересов, развивая достижения предшественников, а не прибегая к манипуляциям и политическим технологиям. Закон нужно уважать. Если политики пренебрегают законом, то граждане получают такое право автоматически, а это уже идеальный рецепт беспорядка и хаоса. Впрочем, история Украины является вечным примером того, что даже большому терпению есть предел.

Цитата недели:

Я хотел бы начать с глобального экономического кризиса, который уже сегодня признают самым серьезным за последние десятилетия, если не столетия... Когда экономический кризис продолжается более двух лет, серьезно возрастает риск развития нестабильности, которая, в свою очередь, угрожает существующему в государстве политическому строю... В странах неразвитых демократий эта нестабильность ослабляет хрупкую связь общества с законом и порядком, а этот процесс, в свою очередь, несет риск распространения на все международное сообщество.

Деннис Блэр
Бывший директор национальной разведки США
Виктор Ткачук
Фонд Сначала Люди