Дмитрий Рыжков: Основная проблема в работе российских Нефтебаз слишком большое количество номенклатур

22 Августа 2014
Заместитель генерального директора по торговле ГК «ТРАССА» Дмитрий Рыжков считает, что важнейший прорыв в отечественной топливной отрасли - это создание биржи нефтепродуктов в Санкт-Петербурге (МТСб). В состав Группы Компаний «ТРАССА» входит сеть АЗС – 50 автозаправочных комплексов, расположенных в Подмосковье. Своя современная нефтебаза, свой парк бензовозов, технический центр по обслуживанию, завод по производству стекломывающей, низкозамерзающей жидкости, своя Фабрика-Кухня и сеть ресторанов, тренинг-центр.

Вопрос:
- Насколько в целом по миру продвинулось техническое оснащение и автоматизация нефтебазовых предприятий за последние, скажем, лет 10? Можно ли обозначить какие-либо основные тренды и тенденции развития в этом смысле?

Ответ:
- Основные тенденции в России в плане технического оснащения и автоматизации нефтебазовых предприятий – это модернизация наследия СССР и повышение экологичности уже имеющихся предприятий.
Сегодня рынок монополизирован вертикально интегрированными нефтяными
компаниями (ВИНК), поэтому новых объектов строится мало, как правило, модернизируются старые.
К сожалению, в России пока недостаточно благоприятный инвестиционный климат для частных инвесторов. Мало независимых сетей АЗС – соответственно мало независимых нефтебаз (НБ). Основная доля НБ принадлежит ВИНК или государству.
Что касается рынка хранения, то он тесно связан с рынком ГСМ. Однако рынок ГСМ только формируется.
Основная проблема в работе Нефтебаз – это проблема учёта: слишком большое количество номенклатур по сути одного и того же топлива.
Важнейшим прорывом в России в топливной отрасли считаю создание биржи нефтепродуктов СПб МТСб (ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа), которая полноценно заработала с 2013 года.
Основные тренды и тенденции развития нефтебазовых предприятий – это постоянное ужесточение законодательных норм Технического регламента по топливу.
Ужесточение норм эксплуатации опасных объектов. Усложняется процедура лицензирования производства. Государство борется с Мини - НПЗ и суррогатным топливом. Отсюда основное ожидание, что скоро в России мини - НПЗ перестанут существовать.
Относительно прогноза для нефтебаз, расположенных в Москве и в Московской области, думаю, что с 2015 г. в обороте будет в основном топливо эк. класса 4 и 5 (евро 4,5).

Вопрос:
- Что, на ваш взгляд, препятствует повсеместной технологической модернизации нефтебаз в России?
Ответ:
- Как показывает практика, нежелание некоторых собственников вкладывать средства в технологическую модернизацию своих нефтебаз. Помимо этого, резкие сезонные повышения цен и сезонный дефицит бензинов создают почву для появления и распространения незаконных суррогатов. Но это уже другая тема для обсуждения.

Вопрос:
- Какими техническими средствами минимизируются риски аварийных ситуаций в современных нефтехранилищах?
Ответ:
- Технических решений на самом деле множество. Но основное – это воспитание и обучение персонала (организационные мероприятия).
Так же надёжное ограждение и пропускная система. Помимо этого наличие современного технического оснащения: система молниезащиты, бетонное каре, автоматическая автономная система пожаротушения, пожарный водоём, газоанализаторы, резервуары понтонного типа, заземление и антистатическая обработка трубопроводов, система рекуперации паров топлива, поручни и страховочные пояса, дыхательные клапаны в системах, лаборатория для контроля качества топлива, высокие требования к состоянию бензовозов и ЖДЦ.

Вопрос:
- Возможно ли какое-либо эффективное использование мобильных устройств на нефтебазовых предприятиях?
Ответ:
- На территории нашей нефтебазы пользоваться мобильными телефонами запрещено. Только рациями, благодаря которым руководству передается вся необходимая оперативная информация. Как обстоят дела на других предприятиях мне неизвестно.
Если просто рассуждать о мобильной связи, то здесь одни плюсы. Мобильная связь одно из самых удачных изобретений нашего времени.

Вопрос:
- Какие самые передовые технологические инновации в сегменте хранения и оптовой реализации нефтепродуктов появились за рубежом недавно или только ожидаются? И как скоро следует ожидать их появления и внедрения в России?
Ответ:
- В настоящий момент в России распространяется система нижнего налива бензовозов, которая широко используется в Европе. Нефтебаза, принадлежащая Топливной компании «ТРАССА», расположенная в г. Электроугли имеет технологическую возможность нижнего налива, однако для полного перехода необходимо, чтобы для этого были адаптированы все бензовозы.
С другой стороны, бензовозный парк, имеющийся в Московской области пока не готов к такому переходу. Смешанный вариант не логичен. Однако, ситуация плавно меняется.


Вопрос:
- Какие онлайн-сми предпочитаете вы лично? С каких устройств их читаете? Что вас раздражает в российских онлайн-сми? И что интересно в большей степени - текстовая информация или инфографика?
Ответ:
- Лучшее на мой взгляд онлайн-сми о нефтяной отрасли – это oilcapital.ru.
Если меня интересует общая информация, захожу в rbcdaily.ru. Как у большинства населения, у меня есть плашет и ноутбук, которыми постоянно пользуюсь.
Честно говоря, уже трудно представить, как можно жить без этих устройств.
Относительно раздражения онлайн-сми – это обилие всплывающей рекламы, кричащие заголовки, перегруженность информерами. Это отвлекает, вызывает крайне негативные эмоции. Считаю, что компаниям лучше отказаться от навязчивой, агрессивной рекламы, которую никто не читает, которая вызывает лишь неприятные эмоции, отталкивает от продукта\предприятия.
Относительно рекламных предпочтений мне больше импонирует комбинация текста и графики, но текст первичен.


Вопрос:
- Чье мнение для вас авторитетно в отечественном экспертном сообществе?
Ответ:
- Аналитического агентства «Совет по товарным рынкам», РТС и МТА.
Валерия Кержаева
ГК ТРАССА
+7 (967)281 72 42
arseni91@list.ru
http://trassagk.ru/news/