В 2015 году в России было сделано более 156 тысяч эстетических операций

19 Сентября 2016
Аналитический центр Vademecum представляет результаты исследования российского рынка эстетической пластической хирургии в 2015 году. В этот период в России было проведено более 156,6 тысячи эстетических операций, на которые пациенты в общей сложности потратили 12,6 млрд рублей.
Невзирая на кризис, оборот в эстетическом сегменте вырос: на 6% в натуральном выражении, на 4% – в денежном. Рост обусловили сразу несколько факторов: стремление россиян экономить, инвестируя «в себя»; увеличение числа иностранных пациентов, по сути, медтуристов; возросшая активность самих клиник, которые диверсифицировали методики, проводили рекламные акции и удерживали цены близко к докризисному уровню.
Положительной динамике способствовало и увеличение количества отдельных типов операций. В тройку самых популярных вмешательств в России вошли увеличение груди (17% от общего количества эстетических операций), блефаропластика (16%) и ринопластика (14%). Однако если в Москве и городах-миллионниках увеличение груди уверенно занимает первое место, то в городах с населением меньше 1 млн человек эту операцию теснит менее дорогостоящая блефаропластика.

Еще одним мотивом роста рынка в натуральном выражении стал приток в пластическую хирургию пациентов, раньше предпочитавших малоинвазивные косметологические методики. Доля подтяжек лица в общем количестве вмешательств выросла по стране с 11% до 13%.

В ТОП5 самых популярных операций в 2015 году впервые попал липофилинг – коррекция, представляющая собой пересадку собственной жировой ткани пациента из одной зоны в другую. Доля липофилинга от общего количества эстетических операций составила 7%. Другой модный тип операций – удаление комков Биша (жировых образований, располагающихся между щечной мышцей и поверхностными мышцами лица). Доля таких вмешательств составила 1,3%.

Темпы роста рынка в натуральном выражении сократились – с 24% в 2014 году до 6% в 2015-м, главным образом из-за падения операционной активности региональных клиник, реагирующих на снижение потребительских возможностей пациентов. Знаковыми в этом смысле стали показатели прежнего бессменного лидера рынка – Центра косметологии и пластической хирургии в Екатеринбурге: если по итогам 2014 года здесь было проведено более 7 тысяч эстетических вмешательств, то в 2015 году лишь 5,4 тысячи.

В денежном выражении рынок эстетической пластической хирургии в России в 2015 году вырос всего на 4% против 15% в 2014 году.* Несмотря на зафиксированную Аналитическим центром Vademecum «пластическую» инфляцию, в начале года разогнавшуюся в среднем на 5–10%, в течение всего рассматриваемого периода клиники старались цены не повышать, а напротив, предлагали разнообразные акции и скидки.

В Москве в 2015 году функционировали 159 клиник и отделений многопрофильных центров, специализирующихся на эстетической хирургии. В общей сложности они выполнили чуть более 52 тысяч операций. Далее следует Санкт-Петербург, где зафиксированы 53 клиники, выполнившие 20,6 тысячи операций, и Свердловская область – 13 клиник и 8,8 тысячи эстетических операций.

*В нынешнем исследовании Аналитический центр Vademecum расширил количество исследуемых медучреждений, практикующих эстетическую пластическую хирургию. Прежде всего за счет профильных отделений государственных медучреждений (многие из них ранее не учитывались из-за сложности в разграничении проводимых в них эстетических и реконструктивных вмешательств), а также новых точек в регионах, которые были выявлены благодаря более плотному взаимодействию с главными внештатными специалистами и другими экспертами в регионах.
Кроме того, в настоящем исследовании была достигнута более высокая степень достоверности данных о количестве операций, проведенных в той или иной клинике. Актуализации этого показателя помогло предыдущее специализированное исследование, посвященное кадровому потенциалу отрасли: собранные тогда Аналитическим центром Vademecum данные позволили сделать вывод об уровне совместительства специалистов, задействованных на разных операционных площадках.
С учетом новых вводных итоги предыдущих исследований были скорректированы. Например, в соответствии с пересчетом основных показателей рынка, в том числе учета эстетических вмешательств, проводимых в государственных учреждениях и региональных клиниках, количество эстетических пластических операций в 2014 году составило не 115,4 тысячи, как фиксировалось нами ранее, а 147,7 тысячи вмешательств, и стоимостный объем рынка оказался после пересчета выше – 12,1 млрд рублей против прежде насчитанных 10 млрд рублей.

«Российский рынок эстетической пластической хирургии» – регулярное исследование Аналитического центра Vademecum, которое охватывает все клиники, имеющие лицензию Росздравнадзора по профилю «пластическая хирургия». В ходе исследования устанавливаются следующие параметры: количество клиник, задействованных в сфере эстетической пластической хирургии; число пластических хирургов, практиковавших в каждой клинике в 2015 году, количество и профили выполняемых ими операций, объем рынка в денежном выражении. Основные инструменты исследования – опрос пластических хирургов, представителей клиник, отраслевых экспертов и контрагентов клиник; кабинетное исследование открытых источников – сайтов и прейскурантов клиник.
В расчетном значении общего количества проведенных в клиниках операций учитывались следующие факторы: регион локализации, тип клиники, форма собственности медпредприятия, уровень совместительства оперирующих в клинике хирургов. Расчетный показатель Vademecum сравнивался с данными о количестве проведенных вмешательств, предоставленными самой клиникой, а также экспертными оценками операционной активности площадки.
Для определения основных типов эстетических пластических операций и оценки объема рынка в денежном выражении был проведен опрос выборки респондентов, представителей клиник, совокупное количество операций в которых составило не менее трети общего количества профильных вмешательств, проведенных в стране в 2015 году.

Аналитический центр Vademecum проводит широкий спектр исследований фармацевтического и медицинского рынка.
Уникальным аналитическим продуктом стал запущенный в 2013 году геомаркетинговый сервис «VM-Навигатор», описывающий сетевую фармацевтическую розницу всех территорий РФ.
В настоящее время Аналитический центр Vademecum разрабатывает:
– геомаркетинговый анализ клиник, работающих на всей территории РФ;
– детализированные обзоры сегментов рынка медицинских услуг;
– детализированные обзоры рынка медицинских изделий и оборудования;
– детализированные исследования кадрового состава сегментов индустрии здравоохранения.
vademec.ru