Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

27 Мая 2012

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей


Симптоматика наиболее распространенного поведенческого расстройства у детей, имеющего научное название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обусловлена недостаточной зрелостью функций лобной коры — «центрального командного пункта» человека. Рассмотрим, как недостаточная зрелость лобной коры будет приводить к нарушению разных исполнительных функций, связанных с организацией и регуляцией собственного поведения.


Нарушение импульс-контроля


У детей с СДВГ эта способность притормаживать импульсы выражена значительно слабее, чем у ровесников, а потому обусловливает целый ряд разных проблемных аспектов их поведения. Если детям с СДВГ не хочется что-то делать и появляется желание бросить это занятие, хотя оно может быть и очень важным, — им также трудно противостоять. А потому они классически либо «срезают углы» (например, делают домашнее задание кое-как — лишь бы скорее), либо вообще бросают задание.


Нарушение прогнозирования, планирования и самоорганизации поведения


Импульсивность значительно осложняет детям с СДВГ возможность осмысленно решать разные жизненные задачи и проблемы. С опытом и зрелостью мы приобретаем способность к каждой жизненной задаче подходить в какой-то мере как к школьной задаче: внимательно изучать условие, ставить цель, вспоминать предыдущий опыт и правила решения такого типа проблем, рассматривать разные варианты решений, их возможные положительные и отрицательные последствия, соотносить их с нашими жизненными приоритетами, оценивать реальность их воплощения и т.п. — и тогда действовать на основе плана, сознавая, что если он будет неэффективным, его нужно модифицировать.


Дети с СДВГ нередко просто не успевают применить выводы – реакция возникает быстрее, чем лобная кора успевает воспользоваться «архивом памяти». В связи с этим можно сказать, что действия детей с СДВГ часто не связаны со временем, или, как говорят нейропсихологи, у детей очень «узкое окно внутреннего времени» — они не успевают ни заглянуть в прошлое, ни спрогнозировать будущее.


Нарушение контроля внимания и анализа информации


Типичные проблемы с сосредоточением внимания заключаются не столько в том, что дети с СДВГ не могут быть сконцентрированными, сколько в их неспособности на протяжении продолжительного времени удерживать внимание на важном, особенно если оно малоинтересное и не стимулирующее.


Нарушение контроля эмоций


Нарушение эмоциональной саморегуляции, как уже не раз упоминалось выше, является еще одной нейропсихологической характеристикой детей с СДВГ. Среди ровесников они отличаются силой и скоростью развития эмоций. Ребенок в один момент из спокойного состояния может перейти в крайне озлобленное, или же наоборот — безмерно приподнятое.


Нарушение контроля над собственной двигательной активностью, регулированием процессов возбуждения-торможения


Другая сфера, которой недостает регулирующего влияния лобной коры — сфера двигательной активности, а также в целом система регулирования процессов активизации-успокоения. Дети с СДВГ, как уже упоминалось, имеют низкий порог сенсорного насыщения — а значит, постоянно ощущают сенсорный «голод», нуждаются во впечатлениях, активности, стимуляции. Они значительно быстрее начинают скучать, поэтому для них важна частая смена активности. Соответственно импульс к движению и исследованию окружающего им также очень трудно сдержать.


Выводы


Недостаточная зрелость лобной коры приводит к расстройствам разных исполнительных функций, связанных с организацией и регулированием собственного поведения: импульс-контроля; планирования, прогнозирования и организации поведения с учетом отдаленных последствий и в соответствии с целями; эмоциональной саморегуляции, контроля внимания и анализа информации, регулирования двигательной активности, процессов возбуждения-торможения.


Нейропсихологические особенности ребенка с СДВГ могут не только приводить к проблемам, но в определенных ситуациях давать ребенку преимущества.


Из знания нейропсихологических особенностей расстройства вытекает обоснованная концепция терапии и воспитания, а потому понимание патогенеза СДВГ чрезвычайно важно для оказания им эффективной помощи.


Патогенез и нейропсихологические особенности ребенка с СДВГ важно изложить в виде простых, понятных метафор, которые помогут специалистам, родителям, детям эффективнее применять основные принципы помощи.