Обзор госпитальных закупок по итогам 2016 года

20 Марта 2017
По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для больниц России в 2016 году было закуплено 882,2 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 221,9 млрд. рублей.

«Если сравнивать данные показатели с объёмом закупок в 2015 году, то можно говорить о стагнации на рынке: в то время, как стоимостной показатель практически не изменился (в 2015 году государство также потратило на приобретение лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) 221,9 млрд. рублей), объём закупок в упаковках значительно снизился (падение составило 13,6%)», - отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 39% в 2015 году до 37,5% в 2016 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 4,6% от всех закупаемых лекарственных препаратов.
Препараты отечественного производства в натуральном выражении традиционно занимают подавляющую долю в сегменте госпитальных закупок. Однако в 2016 году наблюдалось снижение данного показателя: в 2015 году доля российских лекарств составляла 75,5%, а в 2016 почти на 3% меньше – 72,8%. В стоимостном объёме закупок отечественные производители наоборот увеличили свою долю на 3,2%, в результате чего она составила 33,5%. Существенно выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Петровакс» (в 9,5 раз), «Биокад» (в 2,7 раз), «Фармасинтез (Иркутск)» (в 1,7 раз) (приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в стоимостном выражении).
Однако рейтинг компаний-производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Фармасинтез (Иркутск)» и «Биокад», которые по итогам закупок 2016 года заняли 5 и 9 строчки соответственно.

Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата составила 252 рубля (против 217 рублей в 2015 году). Это говорит о значительном изменении структуры закупок в пользу более дорогих препаратов, что видно даже из рейтинга ТОП-10 брендов: одно из максимальных падений демонстрирует «дешевый» Натрия хлорид. Импортные препараты закупались в среднем по 618 рублей (падение -0,4%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за 2016 года средневзвешенная цена была на уровне 116 рублей (это на 32,8% выше, чем в аналогичном периоде 2015 года).

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 2016 год, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».

Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объема продаж стала [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (+14,9%), что позволило группе переместиться на вторую строчку. Максимальные потери были отмечены у группы [C]: «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» (-12,1%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 15,6%: за 2016 год было закуплено 297,0 миллион упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается снижение объемов закупок. Наибольшее падение было отмечено у группы [S]: «Препараты для лечения заболеваний органов чувств»: - 25,8%.
На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 2016 году вырвался бренд «Калетра», который занял 3,2% рынка. Данный бренд производится компанией - Abbvie.

«Лидером 2015 года был бренд «Превенар», который из-за значительного падения объёма продаж (-12,5%), опустился на одну строчку вниз. При этом в упаковках наблюдается рост объёма продаж на 3,7%. Такая разница в динамике стоимостного и натурального объемов объясняется снижением закупочной цены на 15,6%. Доля рынка данного бренда в 2016 году составила 3% в стоимостном выражении.
По сравнению с 2015 годом объём затраченных средств в денежном выражении на препарат «Натрия Хлорид» упал на 16,4%, что является самым существенным падением объёма закупок среди ТОП-10 препаратов. Максимальный же прирост показал «Совигрипп»: +250,3%, что дало возможность бренду подняться на 51 позицию вверх», - отмечает Сергей Шуляк.

Рейтинг брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от ТОП-10 брендов по стоимостным объемам. Здесь, по традиции лидирует бренд «Натрия хлорид», который оставил далеко позади все остальные бренды, заняв более 21% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд «Глюкоза», который производят порядка 38 заводов. «Мосфарм», «Медполимер» и «Гематек» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 4,4%.

Максимальный рост принадлежит противомикробному препарату для системного использования «Вакцина»: в 2016 году ЛПУ закупили на 33,8% больше упаковок, чем в прошлом году. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-56%), «Цефазолин» (-24%).

Дополнительная информация:
пресс-служба DSM Group,
Илья Майзель;
DSM.RU| +7-495-780-72-63 ext. 30-42, +7 903-770-87-49 | imaizel@dsm.ru
СПРАВКА О КОМПАНИИ:
DSM Group - маркетинговое агентство, специализированное на исследованиях фармацевтического рынка, проведении конференций и оказании рекламных услуг компаниям медицинской отрасли.
Исследования. DSM Group работает на всей территории Российской Федерации, а также стран СНГ и Грузии и осуществляет постоянный мониторинг всех секторов фармацевтики: импорта, дистрибуции, розничных продаж фармацевтических препаратов и нелекарственных товаров: лечебной косметики и парафармацевтики (биологически-активные добавки, диагностические приборы, средства личной гигиены, изделия медицинского назначения и т.д.). DSM Group предоставляет аналитические базы данных по фармацевтическим рынкам и реализует индивидуальные исследовательские проекты по заказу своих клиентов. Система управления качеством маркетинговых исследований DSM Group отвечает международным стандартам ISO 9001:2008. На данные агентства ссылаются ведущие общественно-политические издания страны, результатами исследований пользуются инвестиционные аналитики и крупные банки.
Реклама и полиграфия. DSM Group также предоставляет комплексный рекламный сервис специалистам фармацевтической отрасли: маркетинговое планирование, дизайн, разработка и поставка сувенирной и полиграфической продукции, организация и проведения мероприятий, акций, почтовая рассылка по адресной базе аптек России, индивидуальные проекты любого каналы маркетинговых коммуникаций.
Конференции. DSM Group организует и проводит форумы и конференции для профессионалов фармацевтического рынка в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
Подробная информация о компании представлена на сайте DSM.RU.
Илья Майзель
DSM Group