Фармацевты выступили за прозрачность закона

16 Июля 2012
Ведущие игроки фармацевтического рынка Украины пытаются обратить внимание законодателей на необходимость четкого разграничения понятий «информация о лекарственных средствах» и «реклама лекарственных средств» в изменениях к закону «О лекарственных средствах». С этой целью 12 июля в конференц-центре «Парус» был проведен круглый стол под названием «Чистый четверг перед пятницей 13-го». Новые правила предоставления информации о лекарственных средствах ». В мероприятии приняли участие представители компаний-лидеров фармацевтического рынка, ведущих юридических и фармацевтических компаний, бизнес ассоциаций и общественных советов при государственных структурах страны.

В соответствии с изменениями в законе «О лекарственных средствах», которые вступают в силу 13 июля 2012 года, возникло разделение понятий «информация» и «реклама» без подробного толкования различий между ними, что обещает серьезные сложности для участников фармацевтического рынка. Во время круглого стола организаторы предложили вниманию аудитории «Меморандум по независимой практике информирования о лекарственных средствах специалистов сферы здравоохранения», который содержит общие положения, отличающие информирование о лекарствах от их рекламирования. В рамках Меморандума предлагается учитывать 3 основных принципа предоставления информации для деятельности медиков и фармацевтов:

• информация о лекарствах в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников, а также в презентационных материалах для профильных семинаров и конференций должна содержать название, характеристику, лечебные свойства и возможное побочное действие препарата, только когда это возможно (в случае информирования о лекарствах, которые находятся на стадии разработки или тестирования, и не могут содержать данные по всем 4-м параметрам);

• использование изображений (в том числе изображений знаков для товаров и услуг, фотографий, рисунков, графиков, таблиц и других визуальных или аудиовизуальных материалов) при предоставлении информации о лекарствах должно быть обоснованным и оправданным целью информационного сообщения;

• информация о лекарственных средствах, изложенная в специализированных медицинских и фармацевтических изданиях, а также на специализированных мероприятиях не регулируется Законом «О защите прав потребителей», поскольку направлена не на конечного потребителя лекарств, а на специалистов, которые в дальнейшем используют полученную информацию в профессиональной деятельности. Иными словами, указанная информация не может считаться рекламой.

Во время обсуждения этих принципов представители юридического и фармацевтического сообществ проанализировали законодательные коллизии, вызвавшие необходимость применения защитных мер. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Ильяшев & Партнеры» Михаила Ильяшева отличать понятие рекламы и информации крайне необходимо. По мнению эксперта, информация является более широким понятием, в отличие от рекламы, которая обеспечивает исключительно продвижение товаров на рынке с целью повышения продаж. Учитывая необходимость закрепления такой разницы на законодательном уровне, в ходе круглого стола были собраны подписи в поддержку принципов Меморандума с целью дальнейшего донесения общей позиции игроков рынка к контролирующим государственным органам.

Конечно, во время оживленного обсуждения Меморандума велись дискуссии относительно перспектив законодательства, регулирующего фармацевтический рынок. В частности, старший юрисконсульт ООО «Фармпланета» Ольга Закутий отметила, что разработчики Меморандума провели огромную работу по анализу законодательства, применяя современные практики. В свою очередь юристы компаний, работающих на рынке готовы присоединиться к этой важной работе и на основе реального опыта предоставить Меморандуму практического окраску. Так, на данном этапе существует еще 2 законопроекта, которые полностью запрещают рекламу рецептурных и безрецептурных препаратов, позволяя только рекламу в специализированных изданиях и на профильных мероприятиях. Изучению их содержания следует уделить больше внимания, проанализировав все предпосылки запрета рекламы на лекарства в пределах Украины, сделав правильные выводы и сформировав общую оптимальную позицию. Представитель компании «Фармпланета» считает, что создание Меморандума является положительным моментом, который положил начало объединению участников фармацевтического рынка вокруг решения общих проблем.

Большое количество вопросов и замечаний участников круглого стола касалось и запрета рекламы безрецептурных лекарственных средств. В группу риска в данном случае попало большое количество препаратов, которые пользуются широким спросом у населения и позволяют уменьшить симптоматику нетяжелых болезней. Запрет рекламы таких лекарств грозит создать для населения дефицит информации по лекарствам открытого доступа, что является негативным социальным моментом. Отсутствие в Меморандуме ответов на вопросы по данной проблеме вызвала некоторые замечания от игроков рынка, и учитывая эти спорные моменты, прежде чем направить Меморандум на рассмотрение государственным структурам, было решено его доработать с учетом замечаний представителей фармацевтической отрасли.

«Инициатива по созданию Меморандума, безусловно, нужная и правильная. Специалисты «Фармпланеты» также присоединятся к формированию единой позиции всех участников рынка, которая должна быть отражена в окончательном варианте Меморандума» - резюмировала Закутий, старший юрисконсульт ООО« Фармпланета».
Дмитрий Дёшин
Группа компаний "Фармпланета"
097 126 43 46
deshin.dmitriy@pharmplanet.com.ua