На страже демократии, 2011 - Выпуск 8

21 Марта 2011
В Конституции Украины, в частности, в ст. 49 Основного закона, сказано: «Каждый гражданин имеет право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование. Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ». Стоит подчеркнуть: согласно Конституции, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно, а существующая сеть таких учреждений не подлежит сокращению. Государство обязуется содействовать развитию медицинских учреждений всех форм собственности.

Сегодня приближенные к Президенту высокопоставленные чиновники предлагают весьма своеобразную интерпретацию положений Конституции в части, касающейся гарантирования бесплатного медицинского обслуживания. Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова считает, что для улучшения качества медицинских услуг в Украине необходимо перераспределение бюджетных средств, выделяющихся на здравоохранение. По ее словам, Конституция не запрещает предоставления платных услуг, а статьи о бесплатной медицинской помощи ограничивают пространство для маневров при реформировании сферы здравоохранения.

Что на практике означают слова чиновников? Они значат, что власть прямо нарушает конституционные права граждан. Уже на протяжении 2011 года в ряде районных центров Черкасской, Винницкой и других областей запланирована ликвидация районных больниц. Воплощение в жизнь таких планов лишит возможности получать медицинскую помощь, в том числе и неотложную, десятки и сотни тысяч граждан Украины, не говоря уже о потере тысяч рабочих мест медицинского персонала, а также ценного оборудования, без которого возобновить работу больниц будет уже невозможно. Что же касается форсированного властью сокращения ведущей детской больницы «Охматдет», расположенной в центре Киева, то такой шаг вообще выглядит откровенным проявлением цинизма.

Некоторые оппозиционные политики предостерегают общество от методичного уничтожения властью системы здравоохранения. В частности, заместитель председателя Верховной Рады Николай Томенко заявил, что в Украине началось тайное сокращение медицинских учреждений. По словам Томенко, на сегодняшний день главными аргументами власти в оправдание такого сокращения являются отсутствие государственного финансирования, уменьшение расходов на здравоохранение в 2011 бюджетном году и тому подобное.

В этом контексте стоит напомнить, что, в соответствии с принятым государственным бюджетом на 2011 год, финансирование борьбы с туберкулезом, СПИДом и онкологическими заболеваниями, по уровню распространения которых Украина является одним из лидеров в Европе, было сокращено на 58 млн. грн. – до 577 млн. грн. И это при условии, что заложенные в бюджете расходы на лечение, поликлиническое обслуживание и санаторный отдых одного народного депутата равны средствам, выделяемым на охрану здоровья 5130 простых граждан! Нынешний украинский бюджет предусматривает также увеличение расходов на обеспечение авиаперевозок высших должностных лиц до 189 млн. грн. Это в 30 раз превышает статьи расходов на лечение онкобольных и чернобыльцев! Сегодня в Украине на сферу здравоохранения выделяется около 4% ВВП, в то время как в Европе этот показатель превышает 7%.

Более того, все эти процессы происходят на фоне значительного сокращения количества населения. По данным Министерства экономического развития и торговли Украины, численность населения Украины по состоянию на 1 января 2011 года составляет 45,778 млн. человек. Только за 2010 год население сократилось на 184,4 тыс. человек. В большинстве районов Украины это сокращение за 1989-2010 гг. составило 10-30%, увеличиваясь с юга на север. Фактором замедления процесса традиционно является приближенность к большим городам, которым свойственен постоянный миграционный прирост.

Министр по делам семьи, молодежи и спорта Равиль Сафиуллин недавно озвучил прогноз, согласно которому до 2050 года население Украины может сократиться до 25-30 млн. человек. За годы независимости Украина уже потеряла 6 млн. населения, сократившегося с 52 до 46 млн. человек, и ухудшение ситуации в системе здравоохранения сыграло в этом не последнюю роль.

Состояние отечественной медицины не удовлетворяет и самих украинцев. По их мнению, основной проблемой сферы здравоохранения является коррупция. Согласно опросу общественного мнения, проведенного Институтом Горшенина в феврале 2011 года, 74,6% респондентов считают, что в системе здравоохранения Украины процветает коррупция. 43,4% опрошенных утверждают, что сталкивались с вымогательством взяток в государственных медицинских учреждениях. Одним из путей улучшения ситуации 44,6% украинцев считают введение страховой медицины.

Комментарий эксперта:

Конституция должна гарантировать права граждан, а не защищать существующую сеть медицинских учреждений и оборудование, нередко очень устаревшее. В настоящее время в Украине действует старая советская модель здравоохранения (модель Семашко), разработанная в свое время для борьбы с инфекционными и эпизодическими острыми заболеваниями. Эта модель не отвечает современным требованиям к охране здоровья, она неэффективна, в том числе и в вопросе рационального использования государственных средств. Характер заболеваний также изменился. Сегодня доминируют неинфекционные и хронические заболевания, а также состояния, связанные с факторами риска поведенческого характера.

Апеллировать к Конституции с целью сохранить устаревшую ретроградную систему – неприемлемо. Система остро нуждается в реформировании.

О больных заботятся не здания больниц и не оборудование, – это делают люди. Некоторые из них – квалифицированные медики, некоторые – нет. К тому же, кроме собственно больниц, человек получает медицинскую помощь и уход дома, в поликлинике, а также благодаря скорой медицинской помощи. Обеспечение равноправного и оперативного доступа к высококачественному медицинскому обслуживанию в приспособленных для этого местах – задание значительно более важное, чем защита действующей сети медицинских учреждений.

Какому селу понравится новость о закрытии местной больницы? Но, с другой стороны, кому нужна больница, преимущества которой ограничиваются ее близким месторасположением, если качественной медицинской помощи там не дождешься? Впрочем, если людей поставить перед выбором, то они, вероятнее всего, отдадут предпочтение качественной медицинской помощи, которую смогут получить, преодолев для этого приемлемое расстояние.

Конституционный запрет на сокращение действующей сети медицинских учреждений делает национальную систему здравоохранения заложником прошлого и блокирует возможность эффективного использования ограниченных ресурсов. Сегодня инвестировать нужно в разработку надежной программы скорой медицинской помощи для жителей сельской местности, в строительство и реконструкцию дорог, в повышение уровня теоретической и практической подготовки медиков, а также в создание и развитие института семейных врачей.

Следует отметить, что такие страны, как Грузия и Азербайджан, добились значительного успеха в реформировании системы здравоохранения. С этой целью они сначала оптимизировали модели системы здравоохранения, а уже после этого осуществили реконструкцию и модернизацию зданий медицинских учреждений и оборудования.

Рациональное перераспределение бюджетных средств может значительно повысить качество медицинского обслуживания. Перенаправление усилий на лечение на уровне первичной медико-санитарной помощи способно решить до 80% проблем со здоровьем большинства людей, сэкономив при этом значительные бюджетные средства в системе здравоохранения. Уровень смертности и уровень заболеваемости в Украине значительно превышают аналогичные показатели соседних стран. Статистика смертности среди взрослых мужчин сегодня ставит Украину в один ряд с такими странами, как Бенин, Того, Гвинея, Гаити и Гана. Так или иначе, краеугольным камнем высокого уровня смертности становятся алкоголизм и инфекционные заболевания – СПИД и туберкулез. Стоит подчеркнуть, что половины всех смертей в возрастной категории до 75 лет можно избежать: треть предупредить, треть – начать своевременно лечить. Оставшаяся треть потребует сочетания превентивных мер и своевременного лечения.

Лечение на уровне первичной медико-санитарной помощи могло бы предупредить 80% смертей среди мужчин работоспособного возраста и 30% смертей среди женщин этой же категории. 98% преждевременных смертей, наступивших из-за курения, употребления алкоголя и в результате ДТП, можно было избежать, наладив систему своевременного информирования населения. Достаточно устранить причину возникновения проблемы, и количество больничных мест сократится автоматически.

Конституционное положение, касающееся "бесплатности" медицинского обслуживания, не должно стать фактором, препятствующим реформированию. Что же касается путей его осуществления, то в этом деле европейские страны могут оказать существенную помощь. Большинство из них готовы предоставить немало ценных советов из собственного опыта проведения масштабных реформ системы здравоохранения. При этом основная часть рекомендаций будет касаться равноправного доступа к высококачественной медицинской помощи.

Система здравоохранения в странах Европы финансируется преимущественно из государственного бюджета. В некоторых странах пациент оплачивает лишь незначительный процент стоимости услуг, который часто покрывается индивидуальным медицинским страхованием. Именно эта система является прообразом так называемого "бесплатного" медицинского обслуживания. Впрочем, как свидетельствуют исследования, даже при такой щадящей системе малоимущие люди часто не обращаются за медицинской помощью из-за отсутствия средств на оплату этой небольшой суммы, а также из-за нехватки сил и времени на преодоление пути.

В соответствии с паритетом покупательной способности (ППС), затраты системы здравоохранения Украины в расчете на душу населения в семь раз ниже среднего показателя стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Украинская система здравоохранения страдает от хронического недофинансирования. Украинские правительства, практически независимо от состава, последовательно не включают сферу здравоохранения в число национальных приоритетов.

Следствием таких обстоятельств является очевидное недоверие населения к отечественной медицине. И факт того, что почти половина населения сегодня считает "страховую медицину" одним из путей решения проблемы, свидетельствует о том, что народ хватается за соломину. Вряд ли это можно назвать осознанной позицией, базирующейся на всесторонней осведомленности о потенциальных рисках и преимуществах так называемой "страховой медицины", а также о том, кто в действительности получал бы от нее выгоду.

Процесс реформирования требует системного подхода. Ни одно нововведение не может быть изолированным, вырванным из общего контекста.

Квалифицированный совет относительно того, какой именно подход к реформированию обеспечит наилучшие результаты, могут дать многие страны Запада, обладающие значительным опытом, приобретенным за последние шесть десятилетий, а также достаточным объемом специальных знаний. Стремление оказывать людям надлежащую и своевременную медицинскую помощь по цене, которую те готовы платить, в условиях рыночной экономики имеет ограниченные перспективы, как свидетельствует опыт США.

Существует пять основных "рычагов управления" системой здравоохранения: финансирование, оплата услуг, организация, управление и влияние на поведение человека. Эти рычаги взаимозависимы. Их положение определяет эффективность, качество и доступность системы. В свою очередь, это влияет на успешность реализации задач по оздоровлению нации, удовлетворенность населения уровнем предоставляемых медицинских услуг, а также на степень защиты населения от рисков.

Без политической воли и без последовательных системных усилий правительства по реформированию сферы здравоохранения, которое должно осуществляться даже вопреки сопротивлению отдельных влиятельных групп, любые эпизодические начинания и инициативы обречены на провал. Президент, Верховная Рада и правительство должны, наконец, встать на защиту интересов народа. С момента провозглашения независимости ни одна власть не брала на себя такой ответственности. Последствия не заставили себя ждать.

Мирослав Когут,
Приглашенный профессор программы МВА "Современный менеджмент в здравоохранении" Международного института менеджмента (МИМ-Киев). Эксперт по планированию и реформированию системы здравоохранения. Работал в 17 странах мира по программам Всемирного Банка, министерств здравоохранения и других учреждений.

Комментарий Фонда „Сначала Люди”:

Обеспечение качественного и доступного медицинского обслуживания – одна из главных задач любого демократического государства. Если политики не способны обеспечить опеку государства над наименее защищенными – больными и немощными, что же они способны сделать для остального населения? То, как государство относится к здоровью своих граждан, – один из главных индикаторов цивилизованности общества. Но почему в таком случае приоритетность этой сферы в Украине настолько низкая? Причина, на наш взгляд, проста. Здравоохранение не является политическим приоритетом, ведь политики в Украине не несут ответственности за свою деятельность перед избирателями. Представим, что каждый депутат по закону обязан регулярно отчитываться перед своими избирателями за любой сделанный шаг, как это, собственно, происходит в большинстве европейских стран, и лично выслушивать проблемы людей, которые привели его к власти. В таком случае они просто вынуждены были бы давить на правительство, добиваясь изменений, ведь в противном случае на ближайших выборах у них просто не было бы шансов снова быть избранными в парламент. А до тех пор, пока политик остается недосягаемым для народа, здравоохранение будет оставаться лишь «неудобной» статьей расходов в бюджете, а не вопросом общественной морали.
Виктор Ткачук
Фонд Сначала Люди