Итоги конференции «pHaRma-2010: Управление персоналом в фармацевтике и медицине»: Люди хотят развиваться

12 Февраля 2010
4 февраля в Москве состоялась очередная отраслевая конференция по управлению персоналом, организованная компаниями Morgan Hunt и КПМГ. На этот раз в фокусе внимания оказалась сфера фармацевтики. Участники – первые лица и HR-директора компаний-производителей и дистрибьюторов – говорили о том, как вырастить и удержать лучших сотрудников, а тема развития персонала стала лейтмотивом конференции.

«Фармацевтические компании отличает особая корпоративная культура», – отметила в своем приветственном слове Алевтина Борисова, руководитель группы услуг по управлению персоналом и налогообложению физических лиц КПМГ в России и СНГ. Находить профессионалов для таких компаний непросто, а удерживать сотрудников стало одной из основных задач, о чем не раз говорили участники конференции.

Руководитель практики «Фармацевтика и медицина» компании Morgan Hunt Наталия Шкулова предложила рассмотреть тенденции фармрынка, оказывающие влияние и на рынок труда отрасли. По данным DSM Group, в среднем россияне потребляют 4,4 млрд. упаковок лекарственных средств, и в 2010 году ожидается прирост рынка примерно на 11%. При этом лекарства дорожают быстрее всего. Основанная причина этого – девальвация рубля. Согласно прогнозам, через 10 лет объем продаж лекарственных средств в нашей стране будет составлять около 1,5 триллиона рублей.

Фармацевтика является одним из приоритетных направлений модернизации российской экономики, и доля отечественной продукции на лекарственном рынке через пять лет должна составить не менее четверти. «Это означает строительство заводов и дополнительных площадей и увеличение кадров», - пояснила Наталия Шкулова. – «Будут более специализированные направления в компаниях, которые потребуют более специализированных людей».

Виктория Анашкина, генеральный директор компании Amgen в России, поделилась опытом внедрения в компании психометрической оценки персонала по типологии MBTI (Myers-Briggs Type Indicator). По мнению Анашкиной, «мы часто склонны воспринимать людей как воплотителей навыков и компетенций, они могут быть одного цвета, как шашки, но при этом обладать различными подходами. Эти различия часто и определяют, будет ли человек успешным».

Сотрудники компании Amgen в России прошли опросник MBTI, глубинную сессию само-ассесмента, познакомились с различными типами и их особенностями. В результате внедрения методики повысилась терпимость по отношению к другим. Сотрудники научились конструктивно вовлекать своих коллег в работу, а также осознали свои конфликтогенные зоны, реакции на стресс, сильные и слабые стороны. При всех достоинствах внедренного инструмента, Виктория Анашкина отметила, что он максимально эффективен только тогда, когда становится частью организационной культуры.

Культура компании формирует ее бренд, и о ценностном предложении как элементе создания бренда работодателя рассказала Наталия Сивакова, Директор по персоналу GlaxoSmithKline Pharmaceuticals. Для решения задачи стать самым привлекательным работодателем в сфере фарминдустрии компания выбрала два ключевых направления – создание и развитие кадрового резерва и разработка ценностного предложения для всех сотрудников.

Опросы сотрудников и обсуждения в фокус-группах показали, какие именно аспекты ежедневной работы являются ключевыми для «жизненно важного» большинства сотрудников организации. По итогам исследования было разработано ценностное предложение, состоявшее из четырех основных блоков: оплата труда и льготы, обучение и развитие, значимость работы и обстановка на работе. Были разработаны и внедрены более 10 проектов, направленных на создание рабочей обстановки, отвечающей совместным интересам сотрудников и компании. В течение года после внедрения основных инициатив текучесть кадров в компании упала на 3% и, как отметила Наталия Сивакова, теперь в GlaxoSmithKline Pharmaceuticals приходит больше людей, которые подходят именно для этой компании.

О вовлеченности сотрудников говорила директор по персоналу компании «Янссен-Силаг» Раиса Полякова.

Мотивированные сотрудники всегда были одним из основных активов компании, а в период экономического спада их значение возрастает. Готовность сделать больше, «пройти лишнюю милю» - вот что положительно отличает их от своих коллег.

«Вовлеченность – приверженность сотрудника своему работодателю – имеет в основе как рациональные, так и эмоциональные факторы. Компания должна не только удовлетворять финансовые, профессиональные и карьерные амбиции сотрудников, но еще должна быть для них предметом гордости. Если компания удовлетворяет этим показателям, то сотрудники работают здесь длительное время и с хорошими результатами. Напротив, недостаток внимания в этой области негативно сказывается на привлечении и удержании талантов. Именно поэтому мотивация персонала выходит сегодня на первый план в работе руководителей и HR-ров», - считает Раиса.

В компании «Янссен-Силаг» проводятся регулярные опросы персонала, в ходе которых рассматриваются факторы, влияющие на вовлеченность сотрудников: анализируется мнение о руководителях компании, оценивается качество работы в команде, удовлетворенность самой работой, уровнем ответственности. Столь пристальное внимание к данной теме на протяжении нескольких лет позволило компании достичь впечатляющих результатов – уровень текучести персонала ниже средних показателей по рынку с тенденцией к уменьшению год от года, при этом уровень удовлетворенности работодателем повышается.

Вера Волоскова, Директор по персоналу компании Sanofi-Aventis, отметила, что HR-задачи принципиально не отличаются в разных индустриях: это привлечение и удержание ценных сотрудников, формирование ценностного предложения – все то, что делает компанию настолько уникальной, что ее трудно скопировать.

Среди задач на ближайшие годы перед компанией Sanofi-Aventis стоит создание культуры, нацеленной на результат, и для этого необходимы руководители-лидеры. «Это человек широкого профиля с развитым эмоциональным интеллектом, он амбициозен, ориентирован на результат и умеет видеть большую картину», - так нарисовала портрет лидера Вера Волоскова.

Таких людей много среди топ-менеджмента, и для успеха и дальнейшего развития компании необходимо готовить лидеров на средних и нижних уровнях. Ответственность, понимание своей роли, умение ставить высокие и агрессивные задачи, коучинг, а также мотивация и вознаграждение, возможности для роста и создание атмосферы доверия – одни из тех инструментов, с помощью которых решает свои задачи Sanofi-Aventis.

Директор по персоналу ВЕРОФАРМ Светлана Кутукова рассказала об идеи топ-менеджмента компании создать Клуб для сотрудников, наделенных талантами и способных вывести компанию в лидеры. Такое решение принималось в то время, когда многие компании создавали клубы только для своих партнеров. Указав на практическое решение, поделилась достижениями Клуба как места конструктивного профессионального общения. «Организация Клуба ВЕРОФАРМ помогла решить многие задачи, - отмечает Светлана Кутукова, - такие, как улучшение коммуникаций между структурными подразделениями (например, производство и продвижение), повышение эффективности и мотивации сотрудников, вовлеченность управленческого стратегического резерва».

Изложив строгие критерии участия в члены Клуба, пояснила, что Клуб стал своего рода инновационной площадкой, позволяющей максимально полно реализовать свой личный профессиональный потенциал, поэтому туда стремятся попасть многие сотрудники.

Поделившись планами на 2010 год, Светлана сказала, что перед Дирекцией по персоналу стоит задача обеспечить управленческий кадровый резерв инструментами для эффективной работы в формате работы Клуба (круглые столы, мастерские, приглашение экспертов, тренинги и семинары), предоставить возможность непрерывно совершенствовать навыки управлений на протяжении карьерного развития в компании.

В завершении конференции Старший консультант группы услуг по управлению персоналом и налогообложению физических лиц КПМГ Антонина Красик рассказала об инструментах повышения эффективности системы управления персоналом. Антонина говорила также о проекте компании КПМГ “Бенчмаркинг системы управления персоналом”. Это исследование ключевых показателей HR-эффективности и HR-практик, которое помогает компаниям-участникам исследования сравнить текущую ситуацию в компании с рыночными показателями и скорректировать будущую стратегию работы с персоналом.

Генеральным информационным спонсором конференции выступила газета «Фармацевтический вестник». Мероприятие также поддержали: журналы «Новая аптека», «Штат», «Кадровый менеджмент», газета «Московские аптеки», порталы Medpred.ru, HRM и Pharm-Med.ru.

# # #

Контакты:

Марина Лукьянцева
Координатор по PR и маркетингу
Morgan Hunt
Тел.: + 7 495 921 21 10
Моб.: + 7 903 503 83 74
marina.lukyantseva@morganhunt.ru
www.morganhunt.ru
www.morganhuntselection.wordpress.com


Справка

Morgan Hunt - лидирующая рекрутинговая компания, предоставляющая услуги по подбору топ-менеджеров и руководителей среднего звена для бизнеса в Великобритании и России.

Группа компаний Morgan Hunt был основана в Лондоне в 1994 году. Сегодня Morgan Hunt – обладатель престижных наград и признанный лидер в области подбора персонала для компаний различных отраслей деятельности, включая некоммерческие организации и государственные учреждения.

Morgan Hunt работает в России с 1995 года и занимается поиском топ-менеджеров и руководителей среднего звена в следующих сферах: финансы, банки, промышленность, нефть и газ, телекоммуникации, товары народного потребления, розничная торговля, продажи и маркетинг, PR, управление персоналом, строительство, недвижимость и юриспруденция.

Morgan Hunt – это высокопрофессиональная команда консультантов компании в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге.
Марина Лукьянцева
Morgan Hunt
+ 7 495 921 21 10,
marina.lukyantseva@morganhunt.ru