АРФП поделилась со Счетной палатой опытом участия в реализации программы ДЛО.

23 Апреля 2008
22 апреля в Ассоциации Российских фармацевтических производителей состоялся круглый стол с участием представителей предприятий-членов АРФП, Счетной палаты Российской Федерации и ЦМИ «Фармэксперт», посвященный обсуждению опыта участия российских фармпроизводителей в реализации государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Круглый стол состоялся по инициативе Счетной палаты Российской Федерации в рамках проводимого контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами (от производителя до потребителя) за период 2006-2007 гг.». Модератором круглого стола выступил Николай Демидов, генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт».
АРФП с готовностью поддержала предложение Счетной палаты по организации этого мероприятия. Компании-члены АРФП активно участвуют в программе дополнительного лекарственного обеспечения с самого начала реализации программы. По данным ЦМИ «Фармэксперт» по итогам 2007 года на долю предприятий-членов Ассоциации приходится более 70% отечественных лекарственных средств, реализуемых по программе, поэтому опыт участников АРФП показателен для всей российской фармпромышленности.
Участники круглого стола подтвердили, что по-прежнему считают участие в программе ДЛО перспективным, однако уже неоднократно пересматривали свою стратегию участия по ходу реализации программы. Это связано прежде всего с высокими финансовыми рисками участия в программе – вымыванием значительных средств из оборотного капитала компаний в связи с большой отсрочкой платежа и случившемся в 2005-2006 гг. кризисом неплатежей. В этом контексте важно отметить, что, несмотря на высокие финансовые риски, связанные с просроченной задолженностью, крупные международные гиганты могут сохранять свое участие в программе. Их финансовая устойчивость вызвана существенным запасом по рентабельности при продаже дорогостоящих препаратов. Российские же фармпроизводители, которые поставляют препараты в программу ДЛО по умеренным ценам, не имеют нужного запаса прочности и для них сложности финансирования стоят гораздо более остро. Как следствие, многие российские фармпроизводители приняли решение ограничиться участием в ДЛО, некритичным для собственного финансового состояния.
По ходу круглого стола обсуждались причины выхода из программы ДЛО значительного числа отдельных категорий граждан, анализировались вопросы влияния участия препаратов в ДЛО на потребление этих препаратов в коммерческом сегменте рынка, а также вопросы доминирующего влияния дистрибьюторов, которые в первоначальном дизайне программы ДЛО оказались основными бенефициарами программы.
Большая часть дискуссии была посвящена оценке целесообразности перехода с 2008 года на новые условия лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в субъектах РФ и предварительных результатов реализации программы на основе проведенных в регионах аукционов.
Был назван целый ряд проблем, с которыми столкнулись российские фармпроизводители. Одна из таких трудностей – сложность в четком и долгосрочном планировании производства – одного из краеугольных факторов экономики предприятия, во многом обусловливающего себестоимость продукции. Из-за дробности аукционов и их временной дискретности в регионах РФ становится практически невозможно прогнозировать потребность в лекарственных препаратах и планировать объемы и загруженность производства. При этом необходимо понимать, что для крупных фармпроизводств, коими являются предприятия-члены АРФП, минимальный цикл производства составляет 3-6 месяцев.
Участники круглого стола подтвердили, что результаты аукционов 2008 года выявили факты участия региональных дистрибьюторов в аукционах в ситуации отсутствия договорных отношений с производителем в целом или соглашений по цене или по объему поставок в частности. Как следствие, многие поставщики-победители аукционов столкнулись с тем, что данные препараты или уже сняты с производства два и более лет назад, или их стоимость существенно отличается от заявленной стоимости по аукциону. Было отмечено, что в ситуации отказа производителей отгружать продукцию по фактически заниженным ценам и необходимости региональному партнеру программу выдержать заявленную цену и выполнить заявки возникают предпосылки для «серого» производства и появления фальсифицированных лекарственных средств.
Все участники единодушно отметили, что переход на новую систему произошел неподготовлено, до сих пор в регионах нет четкого понимания правил проведения аукционов. Отсутствие единых стандартов приводит к целому ряду спонтанных решений на местах – от запросов разного рода документов от производителей (например, инструкций на лекарственный препарат) до сложностей получения результатов аукционов в силу отсутствия единого информационного потока, консолидируемого на федеральном уровне.
Эти отдельные проблемы принимают внушительные размеры при их масштабируемости на 87 регионов РФ и взаимодействии и организации поставок с более чем 200 победителями аукционов–региональных партнеров программы. В целом раздробленность системы привела к большому количеству организационных сложностей и как следствие повышения уровня трудозатрат производителей для эффективного участия в программе.
Участниками круглого стола были также отмечены факты нарушения формы проведения аукционов как в регионах, так и на федеральном уровне. Так, позиции в лотах часто дополнялись лекарственной формой, дозировкой и другими характеристиками, которые указывали на одного единственного производителя среди претендующих компаний. В результате между участниками лота отсутствовали конкурентные условия, а значит, снижения цены не происходило. Таким образом, цель аукционов по созданию соревновательных условий и как следствие экономии бюджетных средств не была реализована.
При запуске программы ДЛО неоднократно озвучивалось мнение, что будут созданы условия для приоритетного участия в программе российских фармпроизводителей. Однако как показывает более чем трехлетний опыт реализации программы, доля российских фармпроизводителей сокращается год от года и по итогам 2007 года в денежном выражении составила менее 10%. На круглом столе был поддержан тезис по созданию преференций для участия российских фармкомпаний в программе ДЛО путем исключения из списка препаратов зарубежного производства при наличии их российских аналогов. Предоставление преференции локальным производителям в реализации государственных программ является нормальной практикой и в странах СНГ, и в других зарубежных государствах, поскольку участие препаратов локальных производителей, более доступных по цене по сравнению с зарубежными аналогами, приводит к значительной экономии бюджетных средств. В противном случае средства подавляющее участие зарубежных фармпроизводителей в государственной программе ОНЛС фактически означает стимулирование развития иностранных фармкомпаний за счет государственного бюджета страны.
Было отмечено, что одним из требований для участия в бюджетных закупках помимо ценового фактора должно быть наличие в конкурсной документации соответствия производства правилам GMP, поскольку сейчас в государственных программах нет барьера для участия лекарств негарантированного качества. АРФП уже внесла предложения по внесению корректировок в ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которым допуск к участию в программе должны иметь производители, имеющие сертификат соответствия производства и системы качества международным стандартам GMP.
В заключение представитель Счетной палаты Сергей Бударин отметил, что по ходу дискуссии услышал подтверждения предыдущих заключений во время проведения аудита и добавил, что мнения участников круглого стола будут учтены при подготовке заключения Счетной палаты Российской Федерации по результатам проведенного контрольного мероприятия.
Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев так прокомментировал прошедшее мероприятие: «Состоявшийся круглый стол позволил всесторонне обсудить проблемы, с которыми столкнулись компании-члены АРФП при реализации этой программы и наметить пути их решения. Инициатива Счетной палаты подтверждает важность обсуждаемых тем и внушает оптимизм в плане дальнейших перспектив участия российских производителей лекарственных средств в государственной программе дополнительного лекарственного обеспечения».
Об АРФП:
Ассоциация Российских Фармацевтических Производителей (АРФП) была основана в 2002 году. В состав АРФП входят 12 ведущих российских фармпредприятий, на долю которых приходится более 50% лекарственных средств, выпускаемых в стране, 40% экспорта, 70% отечественных лекарственных средств в программе ОНЛС.

Деятельность Ассоциации призвана содействовать повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической отрасли и способствовать интеграции отечественной фармацевтической промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. АРФП является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, активно сотрудничает с профильными федеральными государственными органами власти: Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзором, Минпроэнерго РФ, Ростехрегулированием, Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья.
Анна Багрова
Ассоциация Российских фармацевтических производителей
pressinfo@arpm-org.ru, anna_bagrova@inbox.ru