Почти 70% работников компаний вынуждены в одиночку бороться с болезнью в периоды эпидемий гриппа

3 Апреля 2008
Каждый год с наступлением осенне-зимнего сезона в обществе поднимается тема профилактики гриппа. Тема эта актуальна не только для населения, в данном случае, для работников, но и для работодателей. Если раньше, некоторое количество лет назад, когда практически всех прививали бесплатно, вакцинация была заботой государства и зависела, главным образом, от сознательности каждого отдельного человека, то сейчас, когда эта услуга стала платной, большинство людей не идут делать себе прививку самостоятельно, и, таким образом, вакцинация сотрудников становится делом компании-работодателя.
Всем хорошо известно, какой вред наносят здоровью человека грипп и его осложнения, известны также и те неприятности и финансовые издержки, с которыми сталкиваются компании в период эпидемии гриппа. Это не только прямые выплаты – оплата больничных листов, но и т.н. косвенные потери, связанные с недостаточной эффективностью труда тех, кто перенес грипп на ногах или вернулся на работу после перенесенной дома болезни. Врачи признают, что восстановительный период после гриппа может длиться до одного месяца, в течение которого у человека наблюдается рассеянное внимание, повышенная утомляемость, и в целом сотруднику бывает труднее справляться со своим обязанностями. Поэтому вакцинация сотрудников становится для компаний-работодателей экономически оправданным вложением средств.

Сейчас, когда закончился очередной холодный период, уже можно подвести итоги, что в этом году предприняли работодатели для того, чтобы сберечь здоровье своих сотрудников. Компания АВЕНИР с 11 по 23 апреля 2008 года провела среди посетителей своего интернет-сайта опрос на тему: «Какие профилактические мероприятия в периоды эпидемии гриппа были предприняты вашей компанией в этом году для сотрудников?» Как выяснилось, несмотря на очевидную для себя пользу большинство организаций не спешат оплачивать прививки или проводить какие-то другие мероприятия по профилактике гриппа среди своих сотрудников. Подавляющее большинство (67,6%) респондентов ответили, что в их компаниях не предпринималось никаких мер против распространения гриппа, и еще 5,9% сослались на проведенную разъяснительную работу. Доля тех, кому компания оплатила вакцинацию, составила 11,8%, и еще столько же респондентов ответили, что прививка от гриппа входит в условия корпоративного договора добровольного медицинского страхования (ДМС). И наконец, небольшой части принявших участие в голосовании компания-работодатель оплатила другие медикаментозные мероприятия, которые сотрудники проводили самостоятельно.

Чем можно объяснить такие результаты опроса? Попробуем выделить несколько возможных причин отказа компаний от вакцинации сотрудников.

Первая из них – это, безусловно, финансовая. Сумма, которую компания гипотетически может сэкономить на оплате больничных, иногда перекрывается стоимостью самой процедуры вакцинации. Даже для организации с количеством персонала меньше ста человек цены могут доходить до нескольких десятков тысяч долларов. И если небольшая компания еще может себе позволить такие траты, то коллективу в несколько тысяч человек - а таких компаний в Москве и других крупных городах достаточно много - далеко не всегда это оказывается под силу. Либо потраченные на вакцину деньги не окупаются благодаря опять-таки большому количеству работников, где многие могут быть взаимозаменимы.

Еще один фактор, влияющий на отказ компаний от вакцинации, - психологический. Не всегда коллективная вакцинация встречает полную поддержку со стороны трудового коллектива. Многие сотрудники отказываются, мотивируя это плохой индивидуальной переносимостью препарата или риском заболеть. Часть попросту не верит в их эффективность. Однако заметим, что в последнее время процент таких «отказников» падает.

Итак, подводя итоги нашего комментария, скажем, что тема сезонной профилактики гриппа в российских компаниях достаточно сложна и пока не имеет однозначного решения и однозначной оценки. Тем не менее, мы надеемся, что уже в ближайшие годы условия проведения вакцинации могут стать более доступными для большинства российских компаний, и это, безусловно, послужит на пользу не только состоянию их бизнеса, но и здоровью всего общества.
Максим Степанов
АВЕНИР, консалтинговая компания в области подбора персонала
609-65-42,
aristova@avenir.ru