Фармрынок проанализировал критерии запрета рекламы

1 Августа 2012
Министерство здравоохранения Украины своим Приказом ¹422 от 6 июня 2012г., который вступил в силу 30 июля 2012 года, установило критерии определения безрецептурных лекарственных препаратов, рекламирование которых запрещено, что дало участникам фармацевтического рынка почву для размышлений. Несмотря на то, что на первый взгляд, критерии воспринимаются жестким предписывающим инструментом, один юридический нюанс подтверждает, что это не так.

По словам старшего юрисконсульта группы компаний «Фармпланета» Ольги Закутий, в соответствии с предписаниями ст. 21 закона Украины «О рекламе», ч.1, абзац 2-й, и ст. 26 ч. 4 (в новой редакции) , разрешена реклама тех безрецептурных лекарственных средств, которые не внесены МОЗ в перечень медикаментов, реклама которых запрещена. На данный момент не ясно, будет ли сформирован указанный перечень как отдельный документ или формироваться постепенно: по ходу регистрации/перерегистрации лекарственных средств. Но, согласно ст. 26 ч. 4 ЗУ «О лекарственных средствах» (в новой редакции), решение о внесении препарата в реестр лекарств, реклама которых запрещена, принимается Министерством здравоохранения на основании рекомендаций специально уполномоченного органа - Государственного предприятия «Государственный экспертный центр». Согласно Приказу ¹422, свои рекомендации «Государственный экспертный центр» должен строить на основании критериев из вышеуказанного Приказа ¹422. «Из этого вытекает, что критерии являются предписанием не для рекламодателей, работающих на фармрынке, а непосредственно для госструктуры, которая по закону должна определить запрещенные для рекламирования медикаменты или нет», - пояснила Ольга.

Таким образом, по мнению представителя группы компаний «Фарпланета», пока нет утвержденного перечня запрещенных для рекламирования препаратов или отсутствуют данные о запрете рекламирования ЛС в Государственном реестре лекарственных средств, критерии, обозначенные в Приказе МОЗ ¹422 не могут прямо запрещать субэктам рынка рекламу тех или иных препаратов. Поскольку, игроки рынка не в праве сами определить, какие безрецептурные лекарства могут или не могут рекламироваться. На данном этапе участники рынка могут воспринимать Критерии только как информацию для анализа своих действий в сфере рекламы.

По предварительной и не подтвержденной информации, соответствующий перечень должен сформироваться к 1 августа текущего года, однако, никаких подтверждений этого до сих пор не было. В такой ситуации фармрынку приходится ждать перечня запрещенных лекарств, работая, как и раньше. Ольга Закутий подчеркивает, что в данной ситуации игрокам рынка следует проявлять предельную осторожность в сфере рекламы. По ее словам, со стороны МОЗ Украины вполне возможно принятие определенных «законодательных правок», которые поменяют ситуацию в корне.
Дёшин Дмитрий
Группа компаний "Фармпланета"
050 380 40 63
deshin.dmitriy@pharmplanet.com.ua