Система охлаждения двигателей МАЗ
Система охлаждения замкнутого типа дизельных двигателей семейства МАЗ обеспечивает поддержание рабочей температуры мотора в пределах 75-900 С. Охлаждающая жидкость, циркулируя в контуре, отводит тепло от головок блока цилиндров, поршней, цилиндровых втулок, картера, системы выхлопа и элементов газораспределительного механизма. На модификациях ДВС с турбокомпрессором система охлаждения предотвращает перегрев газовой части корпуса ТКР и подшипникового узла.
Конструкция
Системы охлаждения двигателя МАЗ унифицированы. Основные узлы и агрегаты используются на двигателях ЯМЗ всех серий, начиная от ЯМЗ-534 и заканчивая ЯМЗ-530 CNG.
Конструкция включает:
- Водяной насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости в замкнутом контуре;
- Термостат, регулирующий потоки жидкости в зависимости от степени нагрева;
- Радиатор, выполняющий функцию теплообмена нагретой ОЖ с окружающей средой. Радиатор МАЗ изготавливается из медно-латунных или алюминиевых сплавов;
- Термометр, назначение которого – передача показаний текущей температуры охлаждающей жидкости на щиток приборов.
Вспомогательными элементами служат датчики температуры на входе и выходе из системы, расширительный бачок, предохранительный клапан, датчик уровня охлаждающей жидкости.
Принцип работы и техническое обслуживание
Водяной насос, приводимый во вращение от дизельного двигателя, нагнетает охлаждающую жидкость в полости головок блока цилиндра, «рубашки» выхлопных коллекторов, а также газовую часть корпуса турбокомпрессора. Нагретая ОЖ поступает в радиатор, отдаёт тепло в окружающую среду, и снова подходит к рабочему колесу водяного насоса. Для эффективного охлаждения радиатор обдувается вентилятором, имеющим привод от электродвигателя постоянного тока. В зависимости от температуры, термостат обеспечивает направление потока по «большому» или «малому» контуру.
При техническом обслуживании или текущем ремонте системы водяного охлаждения МАЗ контролируют:
- уровень охлаждающей жидкости;
- качество крепления шлангов и хомутов;
- отсутствие посторонних шумов при работе водяного насоса;
- чёткость срабатывания термостата;
- достоверность показаний датчиков температуры;
- давление в контуре.
Замена охлаждающей жидкости выполняется, как правило, каждые 3 года или 150 000 км эксплуатации. При этом перед заливкой тосола или антифриза выполняют промывку и пропарку конструкции.
Заключение
Своевременный регулярный контроль над работой системы охлаждения автомобиля МАЗ позволяет предотвратить перегрев дизельного двигателя и избежать дорогостоящего ремонта. Задиры поршней, трещины силового блока, разрушение выхлопных коллекторов, изломы поршневых колец и заклинивание турбокомпрессора – далеко не исчерпывающий перечень последствий перегрева двигателя.