Система охлаждения двигателей МАЗ

5 Августа 2022

Система охлаждения замкнутого типа дизельных двигателей семейства МАЗ обеспечивает поддержание рабочей температуры мотора в пределах 75-900 С. Охлаждающая жидкость, циркулируя в контуре, отводит тепло от головок блока цилиндров, поршней, цилиндровых втулок, картера, системы выхлопа и элементов газораспределительного механизма. На модификациях ДВС с турбокомпрессором система охлаждения предотвращает перегрев газовой части корпуса ТКР и подшипникового узла.

Конструкция

Системы охлаждения двигателя МАЗ унифицированы. Основные узлы и агрегаты используются на двигателях ЯМЗ всех серий, начиная от ЯМЗ-534 и заканчивая ЯМЗ-530 CNG.

Конструкция включает:

  1. Водяной насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости в замкнутом контуре;
  2. Термостат, регулирующий потоки жидкости в зависимости от степени нагрева;
  3. Радиатор, выполняющий функцию теплообмена нагретой ОЖ с окружающей средой. Радиатор МАЗ изготавливается из медно-латунных или алюминиевых сплавов;
  4. Термометр, назначение которого – передача показаний текущей температуры охлаждающей жидкости на щиток приборов.

Вспомогательными элементами служат датчики температуры на входе и выходе из системы, расширительный бачок, предохранительный клапан, датчик уровня охлаждающей жидкости.

Принцип работы и техническое обслуживание

Водяной насос, приводимый во вращение от дизельного двигателя, нагнетает охлаждающую жидкость в полости головок блока цилиндра, «рубашки» выхлопных коллекторов, а также газовую часть корпуса турбокомпрессора. Нагретая ОЖ поступает в радиатор, отдаёт тепло в окружающую среду, и снова подходит к рабочему колесу водяного насоса. Для эффективного охлаждения радиатор обдувается вентилятором, имеющим привод от электродвигателя постоянного тока. В зависимости от температуры, термостат обеспечивает направление потока по «большому» или «малому» контуру.

При техническом обслуживании или текущем ремонте системы водяного охлаждения МАЗ контролируют:

  • уровень охлаждающей жидкости;
  • качество крепления шлангов и хомутов;
  • отсутствие посторонних шумов при работе водяного насоса;
  • чёткость срабатывания термостата;
  • достоверность показаний датчиков температуры;
  • давление в контуре.

Замена охлаждающей жидкости выполняется, как правило, каждые 3 года или 150 000 км эксплуатации. При этом перед заливкой тосола или антифриза выполняют промывку и пропарку конструкции.

Заключение

Своевременный регулярный контроль над работой системы охлаждения автомобиля МАЗ позволяет предотвратить перегрев дизельного двигателя и избежать дорогостоящего ремонта. Задиры поршней, трещины силового блока, разрушение выхлопных коллекторов, изломы поршневых колец и заклинивание турбокомпрессора – далеко не исчерпывающий перечень последствий перегрева двигателя.


https://tamazangrup.by/