Вышла книга — «Красное Сормово»: завод и люди

14 Августа 2006
Презентация новой книги «Красное Сормово»: завод и люди» состоялась между двумя праздничными датами: днем рождения завода и Днем Военно-Морского флота. Это фундаментальный труд объемом почти 700 страниц.

В Сормовском дворце культуры собрались ветераны-судостроители, создатели новой книги — авторский коллектив и издатели, а также представители ведущих нижегородских средств массовой информации.

О «Красном Сормове» написаны тысячи газетных статей и журнальных публикаций, сотни книг. Одна из первых публикаций о Сормовском заводе появилась в журнале «Отечественные записки» в 1853 году. Ее автор — Павел Небольсин. Главной же книгой о заводе до последнего времени являлась «История «Красного Сормова» (М. : Мысль, 1969), фундаментальное научно-популярное издание. Но со времени ее выхода прошло почти 40 лет. За это время сменилось целое поколение судостроителей. И, что самое главное, из соображений секретности в книге не был отражен труд сормовичей по оснащению Советского и Российского флотов подводными боевыми кораблями. Ровно 75 лет завод строил подводные лодки. Об этом не было известно широкому кругу читателей. В новой книге открыто называется число сданных подводных лодок каждого проекта, даты их закладки, спуска на воду и сдачи ВМФ. За 157 лет на заводской судовефи построено: 1261 единица плавсредств гражданского назначения, 372 корабля для ВМФ, в том числе более 300 подводных лодок и 25 глубоководных аппаратов.

Инициатором создания новой книги, наиболее полно отражающей историю предприятия, в том числе историю подводного судостроения на заводе, стал генеральный директор ОАО «Завод «Красное Сормово» Н. С. Жарков. Согласно его приказу от 20 апреля 2004 года была сформирована общественная редколлегия, которую возглавила заместитель генерального директора Т. В. Корягина. Авторам-составителям книги — Ю. К. Меньщикову, А. А. Постнову, Г. А. Илескину — подготовить за короткий срок такое объемное издание было бы не по силам. Справиться с задачей стало возможно благодаря общественной редколлегии и многочисленным энтузиастам — ветеранам завода, которые написали воспоминания о своем участии в строительстве подводных лодок и глубоководных аппаратов, других кораблей и судов. Книга подготовлена к печати редакторским коллективом издательства «Кварц» (Д. В. Кузин) и отпечатана в типографии «Поволжье».

Представляя собравшимся новую книгу, Татьяна Васильевна Корягина подробно рассказала о шести разделах, которые включает в себя издание. Первый раздел — краткий исторический обзор, где прослеживается становление производств, рождение заводского коллектива и трудовых династий, участие сормовичей в жизни страны, особенно в ее переломных моментах — революциях, войнах…

Второй раздел книги посвящен строительству речных и морских гражданских судов. В хронологическом порядке рассказывается об истории строительства грузопассажирских пароходов, нефтеналивных шхун, барж и танкеров, сухогрузов, буксиров, паромов, земснарядов и других судов технического флота, судов на подводных крыльях и воздушной подушке, о серийных и уникальных судах, построенных в единственном экземпляре.

«Завод-универсал» — так назван третий раздел книги. Когда сормовичей спрашивают, какую продукцию выпускает завод, они обыкновенно отшучиваются: от сковородок до подводных лодок. В разделе представлены все основные направления деятельности завода — машиностроение и металлургия, котлостроение и мостостроение, вагоно — и паровозостроение, оборудование для нефтяников, проходчиков, золотых приисков, заказы военного ведомства, танкостроение, продукция для сельского хозяйства и товары народного потребления.

Четвертый раздел посвящен подводному судостроению. Читатели впервые получат целостное представление о сормовских подводных лодках всех проектов, познакомятся с людьми, чьим трудом и героическими усилиями, подчас с риском для здоровья и жизни, решались задачи государственной важности, создавался ракетно-ядерный флот Советского Союза.

В пятом разделе книги — «Завод и люди» — речь идет о развитии и реконструкции завода, а также о его людях — инженерах и рабочих, организаторах производства различного уровня: от бригадиров и мастеров до технических специалистов и высшего руководства.

Не менее ценным для читателей будет и завершающее книгу «Приложение». Здесь приводится сводный перечень всех гражданских судов, построенных на заводе с 1849 по 2005 год. В отдельном перечне приводятся сведения о построенных на «Красном Сормове» подводных лодках и глубоководных аппаратах. В «Приложение» включены списки работников завода — Героев Социалистического труда, лауреатов Ленинской и Государственной премий, Героев Советского Союза, тех, кто удостоен почетного звания «Заслуженный сормович». Здесь же помещены сведения о директорах и ряде главных специалистов завода.

В книге богатый фотоматериал. Использованы фотодокументы, хранящиеся в государственных архивах, заводском музее, в цехах и отделах, а также фотоснимки из личных архивов сормовичей.

Завершая представление новой книги, Т. В. Корягина сказала:

— Мы надеемся, что это издание станет тем мостиком, который соединит прошлое и будущее, сохранит в памяти новых поколений сормовичей величие трудового подвига судостроителей, имена тех, кто крепил мощь нашей Родины, делал ее Великой Державой. Будет жить завод — будет продолжаться его история. Поэтому в конце этого труда мы ставим не точку, а многоточие…

Глава Сормовской администрации В. Ю. Моисеев, поздравляя создателей книги, отметил, что издание — поистине великое произведение, оно поможет в деле патриотического воспитания молодежи и станет еще одним свидетельством трудовой славы сормовичей.

— Мы очень старались, чтобы книга получилась действительно хорошей, — сказала в своем выступлении главный редактор издательства «Кварц» О. И. Наумова. — Сормовские рабочие — удивительные люди, и они достойны такой книги. К ней невольно испытываешь трепетное отношение — ведь вся она пропитана памятью…

Всех взволновали и тронули слова Ф. И. Чуева, бывшего заместителя начальника предприятия «Эра»:

— Мы присутствуем на историческом событии. Эту книгу «взахлеб» читать нельзя, как нельзя прожить жизнь в один день. Она требует осмысления, вызывает в душе бурю эмоций, воспоминаний, переживаний… Спасибо редколлегии за этот гражданский подвиг.

Один из авторов-составителей книги, Юрий Константинович Меньщиков, подводя итоги двухлетней работы, отметил, что за это время проделан колоссальный труд по воссозданию истории подводного судостроения на заводе за семь с половиной десятилетий. Работая над книгой, ее создатели и для себя сделали немало открытий. Так, прообразом пассажирского дизель-электрохода «Советский Союз» (1959) было 4-палубное судно «Страна Советов», спроектированное еще в 30-е годы. Или другой пример: на заводе был создан уникальный док, с помощью которого можно было транспортировать 3 подводные лодки одновременно.

— Но главное, мы узнали сколько талантливых людей работало на заводе: для сормовичей не существовало нерешаемых проблем, они находили выход из любого положения. Из собранных материалов можно было бы сделать еще 5 томов, в которые вошли бы тысячи и тысячи имен…

Заместитель председателя редакционной коллегии Геннадий Андреевич Илескин сравнил создание книги со строительством корабля.

— Из груды железа, из блоков и секций появляется новое судно. Мы точно так же собирали книгу по кусочкам, строкам, фразам. Ведь и до нас за 150 лет о заводе было написано немало. Из этих деталей, из воспоминаний ветеранов-судостроителей мы сформировали главы и разделы. Потом в издательстве шла работа по ее доводке. И вот у нас в руках большая, красивая, пахнущая свежей типографской краской книга. Сегодня мы отправляем ее в большое плавание. И надеемся, что оно будет удачным.
Маргарита ФИНЮКОВА
НП Редакция газеты Красный Сормович
Нижний Новгород, ул. Баррикад, д. 1,
web@sormovich.nnov.ru
«Красное Сормово»: завод и люди