Япония нацелена на увеличение экспорта лакедры по мере усиления конкуренции за рубежом

26 Ноября 2021
Япония стремится увеличить экспорт желтохвоста (лакедры) – крупнейшего в стране экспорта рыбы в стоимостном выражении, – но усилия по увеличению экспорта сталкиваются с ужесточением конкуренции со стороны новых предприятий аквакультуры за рубежом. Об этом сообщает SeafoodSource.

В 2019 году на долю желтохвоста приходилось 9 процентов японского экспорта рыбы и рыбной продукции - третье место по стоимости после морских гребешков и жемчуга. В основном японский экспорт желтохвоста состоит из замороженного филе с небольшим количеством замороженной корейки. Общее количество замороженного экспорта неуклонно росло до вспышки COVID-19, увеличившись с менее чем 1000 тонн в 2008 году до более чем 8000 тонн в 2019 году. Воздушные поставки охлажденной продукции в США – крупнейший рынок желтохвоста в Японии – были стабильными в течение этого периода и составили около 1000 тонн.

Экспортные цены на этот вид упали в период с 2011 по 2013 год до чуть более 1300 иен (12,62 доллара США, 10,02 евро в то время) из-за перепроизводства, но стабилизировались между 1700 и 1800 иен (примерно с 15,00 до 17,00 долларов США, или с 12,65 до 14,70 евро по обменным курсам того времени) с 2014 по 2019 год.

В 2012 году было произведено 160 000 тонн выращенной рыбы рода seriola, но внутренние оптовые цены упали ниже расчетной цены безубыточности производителя в 800 иен (10,02 доллара США, 7,79 евро в то время). Правительство обратилось к рыболовецким кооперативам с просьбой сократить производство по меньшей мере на 10 процентов, чтобы защитить испытывающих трудности мелких «семейных» производителей. Оно добилось этого, ограничив вылов моджако (молоди желтохвоста) до 27 миллионов рыб для всех видов желтохвостов вместе взятых, поэтому фермерам пришлось сократить общее количество рыбы, хранящейся в сетных загонах. Эта рыба созрела в 2014 году, и цены стабилизировались.

С тех пор объем производства в Японии сохранился на уровне чуть более 130 000 тонн, из которых около 100 000 тонн приходится на Seriola quinqueradiata (бури/хамачи), 30 000 тонн - на Seriola dumerili (кампачи) и небольшое количество Seriola lalandi (хирамаса).

Однако в июле 2021 года, после реформы Закона Японии о рыболовстве в 2018 году, Агентство по рыболовству Японии объявило о стратегии развития аквакультуры как растущей отрасли, установив цель по производству желтохвоста в 240 000 тонн к 2030 году, что на 70 процентов больше, чем в базовом 2018 году.

Для достижения этой цели Япония рассматривает возможность отмены своего предыдущего ограничения на запасы. Это может привести к еще одному падению цен на внутреннем рынке, а также потребует значительного расширения участков аквакультуры, что противоречит более строгой политике размещения, направленной на сокращение токсичного цветения водорослей, вызванного притоком органических отходов вокруг ферм. В качестве возможных решений обсуждались вопросы морской и наземной аквакультуры, но правительство пока не приняло никаких решений.

Кроме того, значительное увеличение может потребовать перехода на выращиваемую в инкубаториях молодь, в отличие от нынешней практики отлова дикой молоди для выращивания на фермах. Ученые определили, что нынешние уровни отлова дикой рыбы не представляют угрозы для популяционных уровней, которые являются стабильными и были увеличены за счет потепления температуры океана, что увеличило подходящую зону для нереста.

Япония была пионером в разведении желтохвостов, начав в 1927 году с выращивания низкорослых желтохвостов в прибрежных вольерах, а затем перейдя к аквакультуре с плавающими сетями после Второй мировой войны. С тех пор, до недавнего времени, только Япония коммерциализировала его. Южная Корея экспериментировала с производством в небольших масштабах, но в основном это было выращивание в пруду пойманной молоди.

В то время как предполагаемый рост производства в Японии в основном направлен на экспортный рынок, особенно в свете старения и сокращения населения Японии, которое потребляет меньше морепродуктов, в других странах появляются новые производители. Компании в Австралии, Нидерландах, США и Мексике начали заниматься аквакультурой желтохвостов.

В Австралии местная королевская рыба-желтохвост (Seriola lalandi, хирамаса по-японски) поддерживает растущую индустрию аквакультуры. Компания Clean Seas Seafood, базирующаяся в Аделаиде, Южная Австралия, стала первым участником в 1998 году. Она арендует несколько участков в заливе Спенсер с вместимостью до 10 000 тонн. Компания продала 3,166 млн тонн в 2021 финансовом году, что на 31 процент больше, чем годом ранее. Однако производственные затраты выросли с 11,05 австралийских долларов (7,98 доллара США, 7,10 евро) за килограмм в 2020 финансовом году до 15,29 австралийских долларов (11,04 доллара США, 9,83 евро). Компания Clean Seas сообщила об убытке после уплаты налогов за год в размере 32,1 млн австралийских долларов (23,1 млн долларов США, 20,6 млн евро), что на 14,5 австралийских долларов (10,4 млн долларов США, 9,3 млн евро) больше, чем в 2020 финансовом году. Факторами, способствовавшими потере, были более высокая смертность рыбы, снижение темпов роста и избыток биомассы рыбы. Компания замедлила кормление и дольше держала рыбу в ответ на падение спроса, связанное с COVID-19. После того, как эти последствия пройдут, компания будет стремиться к себестоимости продукции в размере 9,00 австралийских долларов (6,50 доллара США, 5,78 евро) за килограмм. Компания продала 1,809 млн тонн своей продукции внутри страны, 904 млн тонн в Европе, 406 млн тонн в Северной и Южной Америке и 47 млн тонн в Азии. Распространение в Северной Америке выиграло от сотрудничества с норвежской лососевой компанией Hofseth Group, базирующейся в Олесунне, которая также является инвестором компании.

Компания Indian Ocean Fresh Australia, базирующаяся в Джеральдтоне, Западная Австралия, с 2016 года развивает процессы аквакультуры и занимается промышленным производством рыбы у побережья Джеральдтона. Однако после приостановки операций из-за сбоев и переизбытка предложения, связанных с COVID-19, компания «поссорилась» с правительством Западной Австралии, когда штат начал переговоры с Harvey Road Oceans о сотрудничестве в наземном хозяйстве по выращиванию королевской лакедры. Владелец Эрика Старлинг приняла решение убрать 30 племенных рыб и полностью прекратить разведение в сентябре 2020 года.

Huon Aquaculture Group, которая в основном занимается разведением лосося, вышла на рынок желтохвоста в 2015 году с первыми попытками на объектах в Порт-Стивенсе, Новый Южный Уэльс. В 2018 году компания объявила о планах создания фермы королевского желтохвоста площадью 2200 гектаров у побережья Западной Австралии недалеко от островов Аброльос, недалеко от Джеральдтона, но план все еще находится в разработке.

В Европе компания Kingfish производит объекты для внутреннего производства желтохвостов в Нидерландах. Компания произвела 637 тонн (целиком, в одном раунде) Seriola lalandi в 2020 году по сравнению с 485 тоннами в 2019 году. Компания продолжает расширять как свою ферму в Нидерландах, так и новый строительный проект в американском штате Мэн, для которого она недавно получила важные разрешения. Как и Clean Seasв Австралии, компания теряет деньги, хотя и объясняет это ценой своего быстрого расширения.

В США есть и другие существующие предприятия по аквакультуре желтохвостов, помимо запланированных в штате Мэн. В отчете NOAA за январь 2021 года “Состояние аквакультуры сериолы в Соединенных Штатах Америки” рынок суши-ресторанов для желтохвоста оценивается в 20 миллиардов долларов США (24 миллиарда евро), в основном на Восточном и Западном побережье, и в частности в Лос-Анджелесе. Севиче, поке, тако и блюда на гриле могут еще больше расширить объем рынка. Общая сумма кажется излишне оптимистичной, поскольку японская таможня сообщает, что экспорт замороженного филе лакедры в США в 2019 году был оценен в 13,3 миллиарда йен (116 миллионов долларов США, 100 миллионов евро).

Компания Blue Ocean Mariculture, базирующаяся в Коне, Гавайи, в настоящее время является единственной компанией, находящейся на стадии производства в США, которая выращивает около 800 тонн Seriola rivoliana (канпачи) в садках в открытом океане.

Другим предлагаемым проектом является морской проект Pacific Ocean Aquafarms. Компания подала заявки на строительство фермы желтохвостов в четырех милях от побережья Калифорнии.

Калифорнийский проект столкнется с ближайшей конкуренцией в Мексике. Частная компания Omega Azul Seafood выращивает Seriola rivoliana (канпачи) с использованием инкубатория закрытого цикла. Головной офис, инкубаторий и океанская ферма расположены в Ла-Пасе, Мексика. Omega Azul продает свою продукцию внутри страны в Мексике и экспортирует в США и Канаду. В 2021 году продажи и выручка бренда Baja Kanpachi были небольшими, благодаря чему компания ожидает роста по мере возобновления работы ресторанов в США.

В Мексике существуют еще два проекта желтохвоста: Baja Seas с загонами в заливе Магделена и King Kampachi в Ла-Пасе. Первый был основан в 2012 году и производит Seriola lalandi (хирамаса) из инкубатория системы рециркуляции аквакультуры (RAS). Компания представила свою продукцию в США в 2014 году с дистрибуцией через оффшорные продукты Catalina. Однако веб-сайт компании и социальные сети в настоящее время бездействуют, а ее продукты отсутствуют на складе у поставщиков.

Фермы King Kampachi выращивают Seriola rivoliana в Коне, Гавайи. Компания управляет наземным инкубаторием и морской фермой. Продукт доступен в ресторанах США и Мексики с марта 2019 года. В ответ на пандемию COVID-19 компания создала национальные каналы распространения в США через базирующуюся в Лос-Анджелесе Riviera Seafood Club, компанию по доставке еды через Интернет. До вспышки болезни King Kampachi планировала производить 1200 тонн в год.

В настоящее время все основные конкуренты японского производства находятся либо на стадии запуска, либо на стадии роста, при этом операции финансируются новыми инвесторами, а не доходами от продаж. При высоких эксплуатационных расходах жесткая ценовая ситуация, вызванная отменой ограничения на складские запасы в Японии, может оказать давление на всех новых участников.
Далекая окраина
Издание Далекая окраина
+7 (914) 705-37-97
dalekayaokraina@mail.ru
https://dalekayaokraina.ru/