Франчайзинг: выгоды и риски
Как известно, открытие в вашем городе магазина Armani вовсе не означает, что к вам переезжает знаменитый дизайнер. Это значит, что бренд передал право продавать свою продукцию российской компании. Такая система взаимоотношений получила название франчайзинг и берет свое начало еще в середине XX века.
Начинающим бизнесменам будет весьма полезно ознакомиться с общими принципами и понятиями этой системы: множество предпринимателей, ее применивших, смогли развить весьма успешное дело.
Разберемся в понятиях
Как мы уже говорили, в этих отношениях два главных лица – тот, кто передает права, и тот, кто их получает. Таким образом:
Франчайзер – это компания, которая уже вышла на рынок и стала брендом. Но самое главное – она имеет устойчивую бизнес-модель. Другими словами, франчайзер хорошо понимает, каким образом будет получать деньги, и какую роль в этом сыграют другие структурные подразделения.
Получатель прав называется франчайзи, а сами права – франшиза. На старте франчайзер может передать
- право использования торговой марки,
- технологию и обучение,
- оборудование и сырье,
- маркетинговые материалы и другое.
Получение перечисленных благ франчайзи называется паушальным взносом. Это не фиксированная сумма, и на ее величину оказывает влияние множество факторов. Речь о среднем значении можно вести только в разрезе конкретной страны и отрасли.
Дальнейшее вознаграждение франчайзера – роялти – также может определяться разными способами:
а) доля от маржи
б) доля от оборота
в) фиксированная сумма
г) отсутствие роялти (когда перед компанией стоит цель продать можно больше франшиз, она может снять бремя с предприятий на какое-то время).
Потери и приобретения
Франчайзинг – медаль с двумя сторонами. С одной стороны – возможности, которые получает лицензиат. К ним относится, прежде всего, отсутствие издержек на продвижение – вы получаете узнаваемый бизнес с «именем» и репутацией. Кроме того, некоторые франчайзеры обладают запатентованными технологиями, которые также передаются получателю. Наконец, финансовые риски снижаются за счет того, что главные решения принимаются «сверху».
Есть и отрицательные аспекты. Так, франчайзер всегда устанавливает ограничения, которые могут не идти на пользу бизнесу. Например, лицензиат лучше осведомлен о каких-либо особенностях региона, но воплотить соответствующие решения не может. Второе – это ограниченный круг поставщиков, делать закупки у которых обязывает договор. Зачастую это просто не выгодно.
Риски системы
Нельзя не сказать и о том, что для самого франчайзера «разрастание» неизменно сопряжено с рисками. В первую очередь, получатель может исказить данные об обороте или прибыли. В последнее время, однако, в российской торговле произошли перемены, которые обещают сделать расчетные операции более прозрачными: онлайн-кассы, применение которых теперь обязательно, передают информацию о каждой продаже оператору фискальных данных, а потом в налоговую (информация с сайта ofd-initpro.ru). В то же время, нечестные действия франчайзи смогут уронить репутацию бренда в глазах большого числа потребителей.
Подводя итог, скажем, что покупка франшизы – весьма серьезный шаг, требующий длительного поиска информации и анализа возможных вариантов.