Экономные покупки в супермаркетах: дисконты и программы лояльности

28 Августа 2012
Скидки, акции, дисконты – все это в значительной степени помогает ритейлерам увеличить лояльность покупателя к своей торговой сети. Независимо от уровня дохода, покупатель будет рад, если ему при покупке предоставят хотя бы небольшую скидку. Программы лояльности, как и ценники с неокругленными суммами, всегда привлекают покупателя на подсознательном уровне. Какие программы лояльности предлагают для своих покупателей украинские торговые сети, насколько честны акции и по каким принципам работает дисконтная программа, мы и рассмотрим ниже на примере украинских сетей продуктовых супермаркетов.
В зависимости от своего позиционирования и целевой аудитории, украинские продуктовые ритейлеры по-разному проявляют лояльность к покупателям. В некоторых супермаркетах работает классическая система выдачи дисконтных карточек клиентам, которые приобрели покупки на необходимую для получения дисконта сумму, причем эта сумма и размер скидки в разных сетях могут отличаться весьма существенно.
Также популярна накопительная система, где покупатель зарабатывает баллы, и, при получении необходимого их количества, может использовать их для приобретения покупок в магазине. Иногда дисконтная карточка одновременно является и накопительной, когда размер скидки со временем увеличивается при условии накопления бонусов на счету при каждой покупке. Однако, действительно ли в значительной мере лояльны торговые сети к своему покупателю и что нужно сделать, чтобы получить скидку или бонус?
К примеру, для получения дисконтной карты в сети NOVUS, необходимо совершить покупку на 200 гривен, либо приобрести карту отдельно за 25 гривен. Но наличие карты не предусматривает скидку при дальнейшей покупке, а лишь способствует начислению на личный счет 3% от стоимости текущей покупки в виде бонуса, которые можно использовать при дальнейших покупках. Естественно, бонусы действуют лишь тогда, когда их сумма достаточна для расчета за тот или иной товар. Подобная система действует и в других магазинах.
В большинстве супермаркетов работает дисконтная накопительная система. В магазине «Велика Кишеня» получить дисконтную карту на 1%-ю скидку можно при условии покупки как минимум на 250, а чтобы получить скидку в 2% необходимо совершить покупку на 550 гривен. При дальнейшем накоплении бонусов размер скидки растет.
Следует отметить, что многие программы лояльности для покупателей направлены на мотивацию покупки товаров определенной торговой марки. Так, например, в некоторых магазинах, где работает бонусная система, количество начисленных бонусов при покупке может быть увеличено при условии приобретения той или иной позиции.
В таких сетях, как «Ашан» и «АТБ», дисконтной программы по сути не существует. Вероятно потому, что эти ритейлеры и так позиционируют свои торговые точки как «магазины выгодных покупок». Взамен дисконтных программ, для покупателей регулярно проводятся акции на определенные товары, которые можно приобрести по акционным ценам.
Однако еще в одной сети супермаркетов, позиционирующей себя в качестве магазинов экономных покупок – «ЭКО-маркет» – дисконтная система все же существует. Условия получения карты довольно просты – нужно сделать единоразовую покупку на сумму от 130 гривен. Полученная карточка дает скидку 3% на все товары, кроме некоторого числа социально-значимых, и товаров, цены на которые регулируются государством.
В целом, напрашивается вывод, что действительно простых и прозрачных дисконтных программ, предлагаемых ритейлерами – не так много. Но все же, культура использования различных дисконтных карточек растет, и большинство украинских потребителей с удовольствием ими пользуются.
Lilia Myroshnikova
ЭКО-маркет