Оформление с настроением

30 Ноября 2010
О том, что нынче модно использовать в качестве праздничного декора витрин, насколько далеко стоит уходить от традиционного рождественского убранства, мы побеседовали с петербургским мастером-флористом, дизайнером, дипломантом чемпионата России по профессиональной флористике 2010 Светланой Калюжной.

— Помнится, несколько лет назад дизайнеры говорили, что «в этом году в оформлении елки в моде сочетание серебра и оттенков синего». Был момент, когда пропагандировались черные елки. А что диктует мода этого года — если вообще существует мода на новогоднее оформление?

— Как-то в разговоре с голландскими дизайнерами я их спросила: «Вот мы ездим за модными идеями к вам, а вы их откуда берете?» Они ответили: «Сами придумываем». Так что «модно-не модно» — понятие относительное, важнее идея и качество ее реализации. Просто Новый год бывает ежегодно, и каждый раз не хочется повторений, вот специалисты и экспериментируют. Тем более на рынке постоянно появляются новые материалы, украшения, свет и т.д.

Я за подпиткой для идей езжу в Голландию на выставку Horti Fair. Кроме того, изучаю новые коллекции производителей и поставщиков новогодней продукции. Вот вы упомянули черную елку. Я как-то делала черно-белое оформление для ТК «Пик», именно с черными елками — очень эффектно выглядели композиции: нестандартно, вызывающе и красиво.

В оформлении того же комплекса «Пик» мы как-то использовали перевернутые елки — крепили их к потолку. Идею тогда подсмотрели в Голландии, а вот реализовывали самостоятельно. На рынке Петербурга на тот момент еще не было специальных елок, сконструированных для потолочного крепления, и мы подвешивали «вниз головой» стандартные елки, их лапы закрепляли какими-то своими придуманными методами (чтобы они не свалились) — русский народ горазд на выдумку.

Если говорить о тенденциях в оформлении витрин, то вы заметили, что сейчас дизайнеры стараются уйти от елок и Дедов Морозов. А как тогда передать атмосферу праздника, создать настроение без классических атрибутов Нового года? Например, экспериментируя с белым цветом. Я использую «заснеженные», «заиндевелые» или «обледенелые» деревья. Многие производители новогодних украшений выпускают такие искусственные деревья и ветки. Для одного из магазинов сети «Юниор» я некоторое время назад делала сюжетную композицию на тему «Снежной Королевы» — на тот момент этот образ еще не использовали в оформлении витрин. А для детского магазина сказочный сюжет — идеальный вариант. У нас тогда манекены «играли роли» Кая и Герды.

— Хорошо, что вы заговорили о манекенах. Витрина же не просто должна создавать праздничное настроение, она еще и работает на продажи. Заказчики, наверное, порой говорят, что в оформлении витрин должны быть такие-то товары — манекены в одежде, представленной в торговом зале, или подарки (если речь идет о салоне подарков)?

— Конечно, общение с заказчиком начинается с вопроса: что бы вы хотели увидеть? Второй вопрос: какой бюджет? И разумеется, перед тем, как предложить идею декора, я смотрю объект: какие окна (витрины), их высота, потолок, цветовая гамма в помещении. Потом делаю эскиз и коммерческое предложение, точнее несколько: от дорогого до экономичного. Новогодние украшения и елочные игрушки, скажем, необходимой цветовой гаммы или определенной формы сейчас есть разного уровня качества и цены, поэтому выбор зависит от бюджета.

А если вернуться к презентации товаров в витрине, то тут задача дизайнера не забить товар оформлением.

— Что лучше: сэкономить на оформлении или, серьезно потратившись однажды, использовать оформление несколько лет?

— Выбирает заказчик. Высокого качества игрушки и украшения, конечно, лучше сохраняются. Но новогоднее оформление все закупают в год открытия магазина и на несколько лет (не зависимо от того, сколько потратили на комплект). Потом меняют. Кстати, это тоже говорит об относительности понятия «мода на новогоднее оформление»: если оно обновляется не часто, то лучше остановиться на классике, которая не выходит из моды. Под «классикой» я подразумеваю и «белое оформление» («заснеженные» деревья, елочные шары разной фактуры и т.д.). Оно ассоциируется с зимой, а значит, и с Новым годом.

— Не скучно восстанавливать в этом году прошлогоднее оформление?

— Нет. Даже когда я восстанавливаю прошлогоднее оформление, все равно точно так же, как было, не получится. Идея та же самая, а монтирую композицию уже чуть иначе. Условно говоря, что висело с потолка можно повесить на елку или вообще на пол положить. Дежавю не будет.

— Есть разница в оформлении торгового комплекса и магазина?

— Во-первых, разные бюджеты. Во-вторых, зависит от того, какой магазин. Если детский, конечно, делается более сказочное оформление. Важно и то, где расположен магазин. Например, в дорогом ТК «Атлантик Сити» магазин «Юниор» похож на бутик. И там в новогоднем декоре мы отказались от елок — хотя этот праздничный атрибут вполне уместен в магазине детских товаров. Мы сделали почти «взрослое» монохромное оформление, сдержанное и эстетское.

Еще о различиях. Если в магазинах одежды, обуви, подарков и т.д. можно совсем отказаться от елок в декоре, то в торговых комплексах они присутствуют всегда, потому что туда посетители приходят всей семьей, а для детей елка — важный атрибут праздника.

В витрине она не нужна, а вот в центре комплекса — да! Как правило, главная елка самая красивая и дорогая. Простор для фантазии остается в подборе украшений для нее. Например, в прошлом году мы украсили елку во все оттенки золотого — от молочно-белого до темно-коричневого. Елка хорошо смотрится, когда в украшениях представлен весь спектр цвета. А если на ней не только шары, но и бабочки, ангелы, стрекозы, цветы, такую елку хочется рассматривать.
Ежегодно в Северной столице проводится конкурс новогоднего оформления витрин. В 2010 году он тоже будет объявлен. Согласно постановлению Правительства целью конкурса является «создание праздничной атмосферы в Санкт-Петербурге». Как нам сообщили в пресс-службе КЭРППиТ, в прошлом году в нем участвовало более 200 компаний.



С 2009 года конкурс проводится в новом формате: победители определяются по 3 группам районов — отдельно центральные, спальные и загородные районы. Победители получают дипломы, награждение проходит на семинаре по потребительскому рынку