Готовится ли Таджикистан развивать транспортные пути?

4 Октября 2011
Таджикистан является одной из стран, которая обладает высоким экономическим потенциалом.
На ее территории находятся большие запасы серебра, урана, алюминия, полиметаллических руд и
драгоценных камней. Республика так же входит в восьмерку самых мощных стран по запасам гидроэнергетики
(до 300 млрд. киловатт-часов в год).

При этом Таджикистан является одним из самых бедных государств мира.
В Азии по объему ВВП на душу населения республика стоит рядом с
Афганистаном(http://www.profi-forex.org/news/entry1008066307.html), Бангладеш и Непалом. Столь незавидное
положение республики во многом обусловлено исторически – в советские времена Таджикистан(http://www.profi-forex.org/category27063.html)
являлся самой бедной из советских республик, а в 90-е годы, после обретения независимости, в стране
бушевала гражданская война, отношениями с соседями – Афганистаном и Узбекистаном
(http://www.profi-forex.org/category10829.html) – осложнены
политическими причинами, которые еще недавно порой перерастали в вооруженные
столкновения с таджиками.( http://www.profi-forex.org/category27063/gallery6.html)

Но главная причина, почему Таджикистан не может в полной мере реализовать свой немаленький
экономический потенциал, – неразвитость транспортной системы.
Сегодня успешное экономическое развитие государства невозможно
без надежной связи внутри страны и с соседними государствами – а через них и с
мировой транспортной системой, без быстрого перемещения грузов и людей. В силу
исторических причин Таджикистан оказался даже не на обочине, а в дальнем глухом
тупике мировой транспортной инфраструктуры, хотя когда-то являлся частью
Великого шелкового пути.

Есть ли возможность у республики выйти из
транспортной изоляции и, тем самым, дать мощный толчок развитию национальной
экономики? Что делают для этого власти? Можно ли привлечь в Таджикистан для
решения транспортной проблемы иностранных инвесторов?

Естественные трудности: в чем они заключаются?

По мнению экспертов землячества трейдеров и
инвесторов Таджикистана Академии форекс(http://masterforex-v.org/) и биржевой торговли Masterforex-V, главная
трудность для развития транспортной системы Таджикистана – горы (см. карту Таджикистана(http://www.profi-forex.org/category27063/gallery1.html)):
■ 93% территории республики
покрыты горами, причем более половины территори Таджикистана расположено на
высоте более 3 тысяч метров над уровнем моря;
■ страна разделена на Север и
Юг труднопроходимым Гиссарским хребтом;
■ даже проложенные в горах
автомобильные дороги оказываются закрытыми для проезда в зимний период на
несколько месяцев (так, автотрасса Душанбе-Айни бездействует до 6 месяцев в году);
■ страна не имеет ни выхода к морю, ни судоходных рек.

Природные особенности страны дополняются проблемами политического
характера с соседями и гибкости экономики Таджикистана(http://www.profi-forex.org/category27063/gallery4.html):
■выход к морю. Выход к Каспийскому морю осложняется
непростыми отношениями с Узбекистаном, во многом являющимися наследием
советского прошлого;
■ соседние державы. На севере
Таджикистан граничит с Кыргызстаном – бедной и нестабильной республикой с
неразвитой транспортной сетью;
■ роль НАТО.
Афганистан на юге объят перманентной гражданской войной, длящейся уже несколько
десятилетий. Предполагаемый вывод войск НАТО из страны в ближайшие годы вряд
будет способствовать стабилизации обстановки в Афганистане;
■ на востоке Таджикистана находится «азиатский дракон» – Китай.
Но дороги в Поднебесной, идущие к китайско-таджикской границе, не отвечают
статусу международных и сейчас находятся в состоянии долгосрочной
реконструкции.

Транспорт –инвестиционная задача ¹ 1

Транспортная сеть Таджикистана находится в зародышевом состоянии:
■ главный вид транспорта – автомобильный, осуществляющий более 90% грузо- и
пассажироперевозок. Но для выхода на мировые рынки автотранспорта
недостаточно;
■ протяженность железнодорожных путей – менее полутысячи
километров. При этом выход за рубеж имеет только узбекистанское
направление;
■ для обеспечения самого современного и быстрого транспорта –
авиации – в республике имеется всего лишь 2 аэродрома с взлетно-посадочной
полосой более 3 километров и четыре – с ВПП более 2,5 километра. При этом
авиация является самым дорогим транспортом, и ее использование для значительных
экспортно-импортных операций экономически невыгодно.
Потребность в развитии
транспортный сетей наглядно демонстрирует рост импорта транспортных средств,
который за первое полугодие текущего года вырос на 16,4% по сравнению с
аналогичным периодом 2010 года.

Власти Таджикистана осознают важность
выхода из транспортного тупика, отмечают эксперты из Землячества Таджикистана
Академии Masterforex-V:
■ развитие транспортной составляющей экономики. В республике разработана стратегия выхода
из транспортного тупика, о которой президент Таджикистана(http://www.profi-forex.org/category27063/gallery7.html) Э. Рахмон постоянно напоминает в
своих ежегодных посланиях к парламенту. В основе стратегии лежат два
тезиса:
- первое – создание единой транспортной сети внутри страны и
соединение ее с мировой транспортной системой через соседние государства;
-второе – присоединение к международным конвенциям и соглашениям по транспорту и
коммуникациям. Важность решения транспортной проблемы для республики обозначена
разделением с марта нынешнего года бывшего министерства транспорта и
коммуникаций на Министерство транспорта и Службу связи;
■ инвестиции. В период с 2005 по 2011 гг. ежегодный рост
инвестиций в транспортные коммуникации составлял 14,5%. С 2000 года за счет
иностранных инвестиций и грантов в Таджикистане реализовано или находится в
завершающей стадии реализации 20 проектов, среди которых более 1,5 тыс.
километров автотрасс государственного значения, 20 мостов, 21 километр тоннелей
и лавиноустойчивых автодорог и др.;
- в I квартале нынешнего года в транспортные проекты было инвестировано
93,1 млн. сомони (более $ 20 млн.) – для сравнения: в тот период в добывающие
отрасли республики было вложено 36,1 млн. сомони.
- инвестиции в энергетические и транспортные проекты занимают более
40% всех вливаний в основной капитал компаний республики;
- власти республики ведут постоянную работу по кооперации
транспортных проектов с южными соседями – Афганистаном, Ираном, Пакистаном, Китаем;
- благодаря вводу в эксплуатацию нескольких новых мостов на таджикско-афганской границе
товарооборот между соседними странами за последние пять лет вырос более чем в 20 раз;
■ планы по развитию транспортных коммуникаций. Стратегическим
международным проектом для Душанбе(http://www.profi-forex.org/category27063/gallery2.html) является строительство железной дороги
Кашгар-Герат, а также автомобильной дороги через города Таджикистана(http://www.profi-forex.org/category27063/gallery5.html) и Афганистан.
Последняя встреча президента Э. Рахмона с афганским коллегой Х. Карзаем по этим вопросам
состоялась в начале сентября с.г. Для разработки ТЭО строительства
железной дороги Кашгар-Герат власти Ирана выделили Душанбе грант $ 1 млн.

Эксперты Академии Masterforex-V отмечают, что иностранные
инвесторы заинтересованы в интеграции Таджикистана в мировую транспортную
систему – залогом этого является потенциал энергетической, горнодобывающей и
обрабатывающей отраслей республики.

Редколлегия журнала «Биржевой Лидер»
совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V
проводит опрос на форуме трейдеров(http://forum.masterforex-v.org/index.php?showtopic=25059):
будет ли Душанбе развивать транспортный вектор на восток и юг?

• да, Китай, Иран, Пакистан и их
порты чрезвычайно привлекательны для Душанбе;
• нет, Душанбе слишком
пророссийски настроен, поэтому основной вектор будет направлен на север, через
Кыргызстан;
• Душанбе будет ориентироваться и на Россию, и на азиатских
соседей в равной степени.


Оригинал статьи и многое другое вы можете найти на страницах
информационно-аналитического журнала: Биржевой Лидер(http://www.profi-forex.org/news/entry1008089745.html)
Биржевой лидер
Masterforex-v
Биржевой лидер