Кражи в магазинах России, методы борьбы, статистика и применяемые системы защиты от краж

22 Ноября 2012

Руководствуясь результатами исследований Shopping Monitor CEE 2012 компанией GfK, в России 45% опрошенных людей совершают покупки продовольственных товаров в супермаркетах, больших продуктовых магазинах (от 4 до 15 касс) и 25% в небольших магазинах самообслуживания (до 4 касс). Однозначно, в магазинах самообслуживания оборот товара значительно больше, чем в прилавочных. И обусловлено это не только возможностью свободного доступа к товарам, но и массой других факторов. Ведь, как говориться, в магазинах продаются пакеты для мусора и мусор для пакетов. Но в связи с нарастающей тенденцией совершать покупки в магазинах самообслуживания следом увеличилось и количество краж товара. А крупнейшие розничные сети каждый год имеют потери товаров в миллионы долларов. И в большинстве случаев, как ни странно, кражи совершают сами сотрудники магазинов. Воровство персонала — это главная проблема на территории стран бывшего Советского Союза.


По результатам мировой статистики причины потерь магазинов оказались в такой последовательности:


   • 10 - 20% – административные, чаще всего это ошибки при оформлении документов или при работе с поставщиками;


   • 30 - 40% – внутренние – недобросовестность сотрудников магазина;


   • 30 - 40% – внешние – кражи посетителей магазина.


А теперь советуем определить, насколько надежно защищены товары магазина. Для этого необходимо рассчитать оборот магазина за произвольный период. Более удобно взять границу периода по моментам проведения полных инвентаризаций. Пусть у нас есть магазин с оборотом 500 000,00 руб. за 6 месяцев. Затем необходимо просуммировать недостачи по всем актам инвентаризации за данный период. К примеру, мы получили сумму недостачи в 25 000,00 руб. Тогда процентное отношение недостачи к обороту покажет «показатель воровства».     Подсчитаем данные:


                                               (25 000 / 500 000) * 100% = 5%.


Смысл показателя заключается в следующем:


   • 1-2% - отличный показатель, уровень воровства можно считать незначительным;


   • 3-8% - такое значение говорит о том, что необходимо задуматься о надежности системы безопасности, а также постараться выявить и устранить источники краж;


   • более 8% - целесообразность такого магазина под вопросом, необходима оптимизация.


Для защиты от хищения в магазинах уже давно успешно применяются антикражные EAS системы, так сказать «ворота и метки» различных видов. Вместе с тщательно спроектированной системой видеонаблюдения за залом, особенно за стеллажами с дорогостоящими товарами, без мертвых зон, число "внешних" краж сводится к минимуму. Защитится от внешнего воровства, представителями которого являются чаще всего кассиры, сложнее, но прогресс и в данном вопросе не стоит на месте. В наше время уже с успехом применяются целые системы контроля кассовых операций, способствующие почти на нет сводить число хищений. При установке таких систем не маловажен и психологический фактор. Возросший риск быть пойманными на "горячем" у многих людей отбивает желание легкой наживы (испытать удачу).


По мнению экспертов наиболее правильным способом борьбы с воровством служит комплексный подход к поставленной задаче. Установка антикражных устройств на входных дверях или кассовых узлах (в целях предотвращения выноса товара), обзорных зеркал (в целях предотвращения краж мелких товаров, вскрытия упаковок), многоразовых защитных сейферов (для предотвращения внешних и внутренних краж товаров небольших размеров), видеонаблюдение (борьба с внутренними кражами) и, безусловно, работа в магазине сотрудников службы охраны, потому как именно на них ложится ответственность по осуществлению контроля ситуаций, реагирования на срабатывание антикражной системы, по контролю происходящего с помощью системы видеонаблюдения и обзорных зеркал безопасности. К слову, без видеонаблюдения некоторые несанкционированные действия вообще почти невозможно обнаружить. Это могут быть, к примеру, махинации кассиров или воровство с помощью съемника защитного датчика. Поэтому такой комплексный подход дает возможность существенно сократить количество краж. Кроме того, некоторые сотрудники ретейлов отмечают, что установка противокражных систем улучшает продуктивность работы магазинов, повышает производительность труда продавцов и качество обслуживания покупателей. Но не у всех заканчиваются меры предотвращения краж на этом этапе. Так, например, некоторые крупные гипермаркеты помимо антикражных систем используют дополнительные услуги, а в частности, детективов, которые наблюдают за покупателями непосредственно в торговом зале.


Специалисты, которым не раз приходилось сталкиваться один-на-один с вопросом о системах защиты от краж в магазинах, говорят о необходимости комплексного подхода. Мировая практика также служит очередным доказательством неизбежности комплексного подхода. На современных торговых площадях, особенно это актуально для крупных сетевых предприятий, систематизированный подход неизбежен, потому что единственного на 100 % действующего средства безопасности, к сожалению, не существует из-за разных источников краж. Но и нельзя забывать о том, что по мере усовершенствования системы безопасности, воры также используют все более изощренные методы.


По материалам  http://shop4shop.net.