Вадим Сухарев: «На сегодня лучше грамотно научиться управлять тем, что у тебя уже есть»

28 Февраля 2015
Текущая экономическая ситуация заставила многих сибирских бизнесменов пересмотреть свою деятельность и сосредоточиться на ключевых проектах. Для предпринимателя ВАДИМА СУХАРЕВА, в прошлом — одного из основателей известной компании «Сибирский Берег», ими стали строительный и медицинский секторы, от развития же сети ресторанов быстрого обслуживания Carl’s Jr в России было решено отказаться. В эксклюзивном интервью «КС» предприниматель впервые рассказал о том, почему закрылась сеть Carl’s Jr, из-за чего в Новосибирске началась битва строительных проектов в сфере жилой недвижимости и почему региональный рынок медицины чувствует себя в кризис гораздо лучше других отраслей.

Вадим Сухарев — один из основателей компании «Сибирский Берег». Совместно с супругой Натальей Сухаревой владеет сетью центров семейной медицины «Здравица». Вместе с Александром Кычаковым и Юрием Аном является учредителем компании «Яркая звезда», до 2015 года развивавшей в России сеть ресторанов фастфуда Carl's Jr на условиях франчайзинга. Входит в совет директоров строительной компании «АКД-Мета».

«Бизнес успешен тогда, когда в него можно привнести что-то свое»

—- Закрытие сети ресторанов Carl's Jr в Новосибирске и Санкт-Петербурге, о котором стало известно в начале января 2015 года, стало заметным событием на российском ресторанном рынке. С чем связано прекращение работы «Яркой звезды»? Дело в изменении сроков окупаемости проекта?

— Когда мы начинали заниматься Carl's Jr, в бизнес-плане такой показатель, как срок окупаемости, вообще не был ключевым. Первоочередной целью данного бизнеса было построение федеральной сети быстрого обслуживания на основе мастер-лицензии. И после занятия существенной доли на рынке, в том числе и в количестве ресторанов, — выведение сети на получение дивидендных доходов либо продажа крупному игроку. Проект изначально задумывался как федеральный: его цели по обороту составляли порядка $100 млн по нынешнему курсу. Такой проект был для нас интересным и амбициозным.

Но наступил 2014 год. Согласно утвержденному плану, рестораны должны интенсивно открываться, в то же время начинают происходить всем известные события в российской экономике. Начало им положило продовольственное эмбарго. Например, под запрет попал качественный импортный картофель, который был одной из сильных сторон Carl's Jr. Затем начался рост валютных курсов. В данном бизнесе курсы влияют не только на себестоимость продуктов, но и на арендные ставки. Например, в Санкт-Петербурге традиционно договоры аренды привязаны к курсу доллара и евро.

Параллельно шло развитие конкурентов — Burger King, McDonald's. Burger King выбрал очень интенсивную тактику развития, по информации, которую я получал от менеджмента «Яркой звезды», компания занимала те площадки, которые Carl's Jr не мог себе позволить.

—- Как при такой ситуации строилось ваше взаимодействие с американской стороной, компанией CKE Restaurants?

— Договор мастер-лицензии предполагает полный эксклюзив на определенную территорию, в данном случае Россию. Компания, которая получает такие условия, в свою очередь должна выполнять определенные планы по развитию: открывать большое количество новых ресторанов. Еще одно ограничение, с которым мы столкнулись в процессе работы, — невозможность влиять на продукт. Например, в строительстве или в производстве снеков, общаясь с потребителями, анализируя рынок, я могу значительно влиять на создание конечного продукта. В случае с Carl's Jr он определен в США 50 лет назад. И вся задача бизнеса сводится к адаптации данного продукта и стандартов его производства к российскому менталитету. Это в большей степени операционная задача, а не предпринимательская. По моему же опыту, бизнес становится успешным тогда, когда я сам лично могу привнести в него что-то свое.

В течение второй половины 2014 года сначала менеджмент, а потом я вел переговоры об изменении в развитии сети. Наши аргументы, что сейчас в России не та ситуация, чтобы в принципе фиксировать какие-то серьезные планы развития, к сожалению, не были услышаны франчайзером. Со своей стороны мы предлагали даже такие варианты, как финансовое вхождение в этот бизнес либо его приобретение американской стороной. К примеру, в Китае у Carl's Jr сегодня работают собственные рестораны. Однако переговоры ни к чему не привели, и буквально в последних числах декабря прошлого года компания Carl's Jr отозвала генеральную лицензию по развитию сети в России. После лишения лицензии мы были вынуждены принять непростое, но единственно верное решение — закрыть «Яркую звезду».

Подробности на http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3858/
Александр Месаркишвили, Мария Сорокина
Континент Сибирь, деловая газета
Carls JR: как все было. Интервью Вадима Сухарева