Российский рынок коньяка: стремительных темпов роста не прогнозируется

22 Мая 2014
Не без оснований данный рынок считается одним из самых сложных, ведь его участникам приходится сталкиваться со сложностями, связанными с государственной политикой в области акцизов, таможенных пошлин, запрета рекламы и пр. Одновременно с этим, на сегодняшний день можно выделить 10 основных лидеров коньячного сегмента в России. Все они обладают мощной сырьевой базой, обеспечивают высокий уровень производства и качественный сервис.

Коньяк является крепким алкогольным напитком, который пользуется стабильным спросом у отечественных потребителей. Сравнивая коньяк с водкой, можно отметить более высокий класс данного продукта. Минимальная розничная цена коньяка с марта 2014 года составляет 322 рубля за бутылку объемом 0,5 литра (старая цена – 280 рублей), отпускная цена производителя - 250 рублей (рост 30 рублей), оптовая - 262 рубля (старая цена – 230 рублей). Это на 9,1% процента выше минимальной стоимости 0,5 литра виски и практически вдвое выше установленной цены на водку. Стоит отметить, что коньяк и бренди в 2014 году подорожают только один раз, рынок водки же ожидает очередное повышение цен в августе текущего года. Тем не менее, подобная ситуация на рынке ставит производителей коньяка в сравнении с производителями другого алкоголя в неравные конкурентные условия, которые могут выдержать только самые сильные игроки на рынке. Уже достаточно длительное время мы не наблюдаем новых предприятий в коньячном сегменте, в то же время существующие компании расширяют или перестраивают продуктовую линейку, стараясь максимально соответствовать потребительскому спросу.
Но, несмотря на увеличивающуюся стоимость российского коньяка, при росте доходов населения потребительские предпочтения все же изменяются в сторону более качественной продукции. Даже в кризисное и посткризисное время именно коньячный сегмент практически единственный на алкогольном рынке продемонстрировал рост. По оценкам экспертов, в ближайшее время ожидается положительная динамика спроса на коньяк среди потребителей.

Так, в последнее время целый ряд алкогольных компаний расширяют свое присутствие на рынке и запускают в производство коньячные линии под собственной торговой маркой. Как правило, это является спланированным ходом в рамках стратегии развития корпораций. К примеру, в конце апреля текущего года OOO «Алкогольная сибирская группа» (АСГ) заключила контракт с OOO «Усовские винно-коньячные подвалы» (УВКП) на розлив 50 тыс. декалитров (дал) коньяка марки "Великая династия". По данным Росстата, УВКП входят в TOP-5 отечественных производителей коньяка (0,4 млн дал по объему за 2013 год).

По прогнозам экспертов УВКП, рынок собственных торговых марок (СТМ) в коньячном сегменте продолжит рост. Торговые сети и дистрибьюторы давно отметили преимущества собственных торговых марок в формировании высокой маржи и стабильного ассортимента. Позднее на это обратили внимание и владельцы брендов. Розлив своей марки с использованием мощностей стороннего завода иногда оказывается даже более выгодным, чем розлив на собственном. Тем более что главное ограничение роста этого перспективного сегмента, как раз в недостаточном количестве мощностей с высоким уровнем производства и сервиса, который могут предоставить именно лидеры отечественного рынка коньяка.
По итогам 2013 года российский коньячный рынок демонстрировал отрицательную динамику и низкие показатели объема производства, розлива и отгрузки коньяка. В прошлом году объем производства коньяка в России составил около 7,7 млн. дал, что на 22,2% меньше показателей за текущий период 2012 года. Но при этом стоит отметить положительную динамику производства коньяка в течение всего года – в первом квартале 2013 года объем производства составил 1,7 млн. дал, в последнем квартале объем увеличился практически до 2,6 млн.дал. Кроме того, в 2012-2013 гг. рынок коньяка значительно расширился с точки зрения ассортимента.

Розлив в потребительскую тару в 2013 году составил около 7,5 млн.дал, что также ниже показателей прошлого года (-21,98%). Отгрузка коньячной продукции – 7,6 млн. дал – это -26,17% в сравнении с 2012 годом.

Общая стоимость отгруженной продукции с НДС и акцизом в 2013 году составила около 38 700 млн рублей, вновь ниже, чем в прошлом году на 9,4%. Стоит отметить, что доля OOO «Усовские винно-коньячные подвалы» от общего объема стоимости составляет около 5% (TOP-5).

По состоянию на конец 2013 года, средняя стоимость одного литра коньяка составляет примерно 630 рублей.

Таким образом, коньячный рынок демонстрировал спад в течение 2013 года. Стремительных темпов роста не прогнозируется и в 2014 году. Ожидается поэтапное восстановление спроса на ряд марок на докризисный уровень.

По данным Росстата, в I квартале 2014 года выпуск российских коньяков сократился на 20,9%, до 1,3 млн дал. При этом в сравнении с водкой, доля коньяка на рынке за данный период выросла до 4,1% против 3,9% в первом квартале 2013 года. Коньячной продукции было продано 5,9 млн дал, что на 1,9% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Проблемы на отечественном рынке коньяка обусловлены рядом причин. Разумеется, это и общая экономическая ситуация в стране, уровень ВВП и пр. Также нельзя забывать о сырьевой составляющей – на данный момент Россия не может похвастаться должным количеством виноградников или производственными базами с налаженным выпуском доброкачественных коньячных спиртов. В целом состояние современного рынка коньяка можно охарактеризовать как стабильное.

Заводам-производителям не стоит забывать о том, что соответствие произведенного товара потребительским ожиданиям является основным фактором, способствующим реализации коньяка в России, а также за рубежом.

Кроме того, постепенно улучшается и технология изготовления спиртного напитка, и партнерские взаимоотношения, и маркетинговая политика. Все это будет способствовать развитию российского рынка коньяка.
Юлия Бурыка
ООО "Усовские винно-коньячные подвалы"
yulia.buryka@inhouseproject.ru