Круглый стол: права потребителей в сфере розничной торговли

12 Марта 2010
Круглый стол: права потребителей в сфере розничной торговли

В пресс-центре РБК 10 марта, прошел Круглый стол по теме: «Права потребителей – больше чем закон». В обсуждении приняли участие: Геннадий Онищенко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Дмитрий Янин, член общественно-консультативного совета при ФАС России, председатель правления международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП); Татьяна Миронова, исполнительный директор Фонда «Социальный проекты»; Елизавета Лисюкова, юридический директор «Леруа Мерлен Россия»; Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
«15 марта пройдет «Всемирный день защиты прав потребителей», и этот день будет проходить, в отличие от нескольких предыдущих, - сообщил Геннадий Онищенко, - под девизом защиты всех нас на рынке финансовых услуг. Этот выбор не случаен. В период экономических сложностей, который переживает, в том числе и наша экономика, потребитель становится уязвим и, конечно, нуждается во всех формах защиты, и прежде всего со стороны государства. Как нам представляется, именно на рынке финансовых услуг мы должны наиболее активно защищать россиянина, который в последнее время, с принятием закона «О защите прав потребителей», стал еще, помимо высокого звания гражданина России, носить звание потребителя».
В ходе Круглого стола Геннадий Онищенко также отметил, что в 2009 году в Роспотребнадзор поступило 314 тыс. обращений граждан, из них по вопросам защиты прав потребителей - 190 тыс. или 61 % от всех зарегистрированных. В структуре обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей 60% (113 тыс.) связаны с торговлей, 22 % (42,6 тыс.) со сферой услуг, 18% (34 тыс.) - иные вопросы потребителей.
Во взаимоотношениях предприниматель-потребитель именно потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Максимальное удовлетворение требований и ожиданий клиентов благотворно влияет на уровень конкурентоспособности компании и позволяет ей уверенно смотреть в завтрашний день. Поэтому так важно формировать позитивную положительную оценку потребителя - его доверие. «Удовлетворение потребителя – это и есть успех нашего бизнеса» - отметил Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ).
Основной проблемой в области соблюдения прав потребителей участники круглого стола определили недостаточную информированность самих потребителей о своих законных правах. Этой теме было посвящено социологическое исследование ВЦИОМ, выводы которого озвучила Татьяна Миронова, исполнительный директор Фонда «Социальные проекты». «Большинству россиян (87%) важно, - поясняет Татьяна Миронова, - чтобы их права соблюдались продавцами и производителями товаров и услуг. 77% опрошенных граждан России отмечают, что на их выбор все-таки повлияет тот факт, что производитель, компания-продавец, рассказывает об их правах и поэтому будет эти права уважать и соблюдать».
Также в обсуждении был затронут вопрос: гарантии качества товара. По поводу гарантий продавца перед клиентом Геннадий Онищенко высказался критично. По его словам, это неоправданный оптимизм. «Продавец не может в полной мере отвечать за продукцию. За продукцию в первую очередь отвечает производитель. Поэтому нужно иметь четкие объективные критерии фирменного дорыночного контроля, которыми вы, как розничные сети, должны оперировать. Вы же сами не производите? Где гарантия того, что это качественная продукция, которая соответствует всем необходимым стандартам?»
Перед Роспотребнадзором сегодня стоит важная задача - обеспечение эффективного взаимодействия со всеми участниками потребительского рынка.
Геннадий Онищенко подчеркнул значимость реализуемого проекта и сообщил: «Сегодня в Москве и ряде других городов реализуется проект, когда несколько сетей реализуют свое желание помочь потребителю, сделать его своим цивилизованным партнером. Сейчас проводится акция в рамках повышения нашей грамотности за счет таблоидов, которые стоят на улицах, где до сведения потребителя доводятся его права. Таких возможностей у нас много, и я надеюсь, что после сегодняшней встречи мы в этом направлении дальше продвинемся».

Участники Круглого стола пришли к следующим выводам:
1. Необходимо создание организации розничных сетей, действующей на принципах саморегулирования. Такая организация должна следить за качеством услуг и соблюдением прав потребителей.
2. Необходимо обновить базу «Закона о защите потребителей», в частности – юридически отрегулировать понятие «технически сложные товары». Это позволит оптимизировать систему обслуживания и ремонта электроприборов в сетях, торгующих бытовой техникой.
3. Необходима организация системы дорыночного контроля продукции, представленной в розничных сетях. Это защитит и продавца, и покупателя.
4. Предприятиям розничной торговли необходимо информировать потребителей о своих правах - и делать это не только в местах продаж, но и непосредственно на улицах города, в СМИ, интернете.
5. В целях содействия формированию цивилизованного потребительского рынка России, выявления и поощрения организаций, добившихся наилучших результатов в области прав потребителей и повышении качества обслуживания, Роспотребнадзором и Фондом «Социальные программы и проекты» учреждена ежегодная Премия в области прав потребителей. Премия «Права потребителей» - это с одной стороны - форма поощрения, с другой - площадка, которая позволит, объединяя участников рынка, делиться опытом в сфере реализации мероприятий по защите прав потребителей. Церемония награждения Лауреатов Премии «Права потребителей-2010» состоится в июне текущего года.
Ирина
РБК
Igorbunova@rbc.ru