Страсти вокруг торговли

10 Июня 2009
Напомним, законопроект «О государственном регулировании и развитии торговой деятельности» Минпромторг должен был подготовить еще в 2008 году. За основу законопроекта в ведомстве взяли пожелания самих торговых сетей, но проект наткнулся на противодействие Минсельхоза и ФАС. Минсельхоз требовал ввести госрегулирование торговой наценки на социально значимые товары, а ФАС – ужесточить критерии доминирования торговых компаний на рынке. Предполагалось запретить доминирующим компаниям дальнейшее расширение бизнеса путем покупки недвижимости и земли без согласования с антимонопольной службой.

Последние предложения ФАС предусматривают введение такого критерия доминирования, как оборот: доминирующими могут быть признаны компании с оборотом более 1 млрд руб., независимо от доли на рынке. Минпромторг традиционно выступал против ограничения торговли.
В конце 2008 года в ведомстве предлагали вовсе отказаться от «несвоевременного» законопроекта. В начале 2009 года согласование проекта было поручено взять под контроль вице-премьеру Виктору Зубкову. Он поддержал предложения ФАС по снижению порога доминирования с 35 до 15%, а в городах федерального значения – до 5%. Он отверг предложения Минсельхоза по госрегулированию торговой наценки, предложив взамен институт добровольных соглашений между производителями продовольствия и торговыми учреждениями. Впрочем, в новой версии закона антимонопольные инициативы ФАС отражены не были.

Тема госрегулирования торговой наценки в правительстве не поднималась с момента увольнения Алексея Гордеева с поста главы Минсельхоза в начале марта текущего года, позиция нового главы Минсельхоза Елены Скрынник по проблеме пока не объявлялась, но она поддержала позицию господина Зубкова по соглашениям ритейла и аграриев. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в пятницу заявила, что правительство рассматривает механизмы ограничения роста цен на продовольствие, но механизмы ограничения наценок, отрабатываемые на фармрынке, на рынок продовольствия власти переносить не намерены.

В ФАС заявили, что позиция ведомства по закону о торговле не изменилась: в службе ожидали, что на заседании правительства будет принято окончательное решение по списку разногласий. В Минпромторге сообщили обратное: обсуждать спорные моменты закона на заседании и не планировалось, глава ведомства Виктор Христенко должен был лишь представить правительству основные направления госрегулирования торговли в 2009 году. «В комплексе мероприятий около 20 пунктов. Один из них – разработка стратегии развития торговли на 2010-2015 годы. Закон о торговле упоминается как один из инструментов ее реализации, специального обсуждения законопроекта на заседании не планировалось»,- заявили в министерстве.

Представители торговых сетей поддерживают позицию Минпромторга, де-факто спасающего ритейл от ФАС затягиванием обсуждения закона. «У ФАС должны быть инструменты для регулирования розничного рынка, но они должны быть прозрачными. Ведомство до сих пор не дало разъяснений, как именно будет считаться доля ритейлеров на рынке», – заявил глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. По его словам, рекомендации правительства по работе с поставщиками выполняются. «Мы выступаем за то, чтобы закон включал в себя не высокопрофессиональные торговые термины, а оговаривал базовые понятия торговли», – отметил господин Белоновский.

В ФАС не намерены мириться с тем, что закон о торговле откладывается на дальнюю полку. «Если не удастся поучаствовать в разработке закона, мы в рамках третьего антимонопольного пакета будем готовить поправки, которые будут касаться торговых сетей и пресечения их недобросовестных практик», – заявили в ведомстве.
Комментирует законопроект депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов:

– По моим оценкам из-за экономической ситуации, сложившейся в стране и мире законопроект «О регулировании торговой деятельности» до конца года принят не будет. Сегодня не имеет смысла ухудшать и без того не устойчивое положение крупных торговых сетей, потому что до кризиса они активно развивались, привлекали кредиты, платили налоги, обеспечивали население дополнительными рабочими местами.
В предложенных проектах мне не нравится попытка протащить на уровне закона административные способы регулирования рынка. Я согласен, что необходимо ограничить рост цен и разрушить монопольные позиции, но сделать это нужно не административными, а экономическими, рыночными способами. Иначе выиграет чиновник (читайте коррупция), а не бизнес. Снизить цены на продукты питания поможет только конкуренция, то есть приход на рынок новых крупных и малых торговых сетей. Чем больше будет сетевиков, тем лучше, тем больше они будут конкурировать между собой.
Также со стороны государства, необходима поддержка малого и среднего бизнеса, так как область торговли в России еще далека до насыщения.
В данном случае малый и средний бизнес в состоянии конкурировать с крупными сетевиками, так как имеет правильную маркетинговую позицию, хорошо знаком с пожеланиями потребителей, более остро чувствует их надобности. Например, если в районе есть хорошая пекарня, то люди будут ходить или ездить в нее и покупать хлеб. Или сегодня очень востребованы магазины, расположенные прямо в жилом доме или рядом с ним, в так называемой шаговой доступности. И таких магазинов еще крайне недостаточно.
Также считаю, что государству необходимо помочь производителям и переработчикам сельхозпродукции повысить свою компетенцию в области продаж, то есть освоить современную финансовую грамотность, научиться азам экономики. Я на 300% уверен, что сельхозпроизводители и переработчики не знают, как можно наиболее выгодно продавать товар, который они вырастили или произвели. Потому что не умеют применять те или иные рыночные инструменты. Безусловно, обучение требует немалых средств, но в рамках борьбы с безработицей, из государственной казны в этом году было выделено 43 млрд. рублей, часть этих денег может пойти на обучение сельхозпроизводителей и переработчиков азам продаж, экономики.
Валерия Кержаева
Государственная Дума РФ
692-62-42,
arseni91@list.ru
www.spravedlivo.ru