Электронная торговая площадка (e-Marketplaces).

4 Апреля 2011
Организация закупок — всегда головная боль для менеджеров любой компании. Где, по какой цене, на каких условиях приобрести нужные товары и услуги? Как избежать злоупотреблений и уложиться в сроки? Как избежать недобросовестных поставщиков? Уменьшить риски срыва поставок продукции?
К сожалению, данные показатели могут отрицательно сказаться на результативности работы предприятия. В последние годы в российском бизнесе наметилась новая тенденция. Компании начинают внедрять современные технологии закупок, основанные на электронных торговых площадках. Организация снабжения через Интернет стремительно вытесняет традиционные методы, известные своей невысокой эффективностью и избыточным документооборотом.
Электронные торговые площадки (e-Marketplaces) относятся к классу В2В, т.е. к системам автоматизации сфер межфирменного взаимодействия. На электронных торговых площадках для взаимодействия используется Интернет. В2В Интернет-торговля позволяет покупателю снизить затраты на поиск нужных товаров и сэкономить время на процессе закупки. Продавцам Интернет позволяет привлечь новых покупателей и снизить затраты, связанные с процессом продажи. Благодаря тому, что Интернет минимизирует комиссионные, корпоративные закупки и продажи будут переводиться в онлайновую среду.
Электронные торговые площадки можно условно разделить на две большие группы:
• Вертикальные торговые площадки - функционируют в определенных областях: энергетика, сельское хозяйство, нефтехимия и т.д. Вертикальные торговые площадки часто являются частью отраслевого портала.
• Горизонтальные торговые площадки - специализируются на отдельных бизнес-функциях или бизнес - потребностях, характерных для многих разных отраслей.

Электронные торговые площадки также подразделяют на:
• Корпоративные (частные) закупочные и сбытовые площадки. Они создаются одним или несколькими покупателями или продавцами и призваны перевести в Интернет связи с существующими партнерами компании.
• Многоотраслевые, отраслевые (независимые). Они создаются третьими сторонами – технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентствами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами рынка.

Одной из важнейших проблем создания электронной торговой площадки является ее успешная интеграция с различными системами управления, развернутыми в компаниях, подключенных к e-Marketplace (ERP(Enterprise Resource Planning)-системами, торгово-закупочными и логистическими системами). Создание ERP-системы, целью которой является автоматизация взаимодействия всех структурных подразделений предприятия, является первым шагом предприятия на пути к рынку В2В. Именно вокруг такой системы создаются приложения для электронной коммерции, онлайновые технологии межфирменного взаимодействия. Без внедрения современной системы управления и планирования производства, оптимизации отношений с клиентами и интеграции этих систем с платформами взаимодействия с другими участниками рынка невозможно успешное ведение бизнеса в Интернете.
Нередко компании для организации электронной коммерции прибегают к использованию существующих межкорпоративных межотраслевых электронных торговых площадок. Использование таких электронных торговых площадок приводит к выбору поставщика продукции, непроверенного службами безопасности компании. Данный фактор приводит к повышению рисков срыва поставок, нарушения договоренности по условиям оплаты, поставки и т.д. Чаще всего разработчиками данных систем являются третьи лица, которые не несут за это ответственности, предлагая лишь удобный функционал для автоматизации закупок. Таким образом, в функционале таких электронных торговых площадок нет жестких ограничений, обеспечивающих соответствие внутренним регламентам работы компаний. По итогам работы с внешними электронными торговыми площадками компании нередко принимают решение о разработке собственной электронной торговой площадки.
Целями разработки собственной электронной торговой площадки являются:
• Снижение рисков срыва поставок
• Снижение рисков нарушения условий оплаты, поставки и т.д.
• Ускорение и оптимизация процесса поставок продукции
• Соответствие внутренним регламентам работы компании
• Автоматизация бизнес-процесса электронных закупок
На этапе формирования требований к разрабатываемой системе был описан автоматизируемый бизнес-процесс в соответствии с методологией ARIS (метод EPC (event-driven process chain)).
Поставщик проходит регистрацию на сайте «Электронной торговой площадки» и отправляет анкету в службу безопасности компании. По итогам проверки информации службами компании принимается решение о предоставлении доступа или в отказе регистрации на электронной торговой площадке. При одобрении в регистрации в зависимости от требований регламентов компании заключается договор о предоставлении доступа на ЭТП, поставщик включается в реестр поставщиков. По итогам одобрения регистрации поставщику автоматически отправляется ссылка для активации учетной записи.
После прохождения регистрации и активации учетной записи поставщик имеет возможность подавать коммерческие предложения. До определенного срока по лоту торгов поставщиками подаются коммерческие предложения, после даты закрытия лота специалисты компании формируют в системе конкурентную карту и принимают решение о победителе. В момент, когда победитель известен, поставщику – победителю отправляется уведомление о победе в конкурсе. По итогам определения победителя составляется договор поставки (при его отсутствии) и приложение к договору (спецификация договора). Спецификация договора формируется специалистами компании автоматически из конкурентной карты.
По итогам описания автоматизируемого бизнес-процесса был определен состав функциональных требований к разрабатываемой системе:
• Ведение закрытого реестра поставщиков, утвержденного службой безопасности компании;
• Интеграция с корпоративной информационной системой (КИС) компании;
• Интуитивно-понятный интерфейс;
• Автоматическая отправка потребности в продукции на электронную торговую площадку;
• Самостоятельная регистрация поставщиков на электронной торговой площадке;
• Контроль доступа поставщика на электронную торговую площадку службой безопасности компании при его утверждении, не утверждении;
• Уведомление поставщиков о регистрации поставщика, о появлении новых потребностях компании по тем группам ТМЦ, поставкой которых он занимается, о победе в конкурсе;
• Размещение коммерческого предложения поставщика на электронной торговой площадке;
• Ведение личного кабинета поставщика;
• Ведение конкурентных процедур в целях определения победителя.
На основании функциональных требований была спроектирована «Электронная торговая площадка» и реализованы пользовательские интерфейсы. Пользовательские интерфейсы делятся на 3 части:
1) Пользовательские интерфейсы в КИС (Win – часть);
2) Пользовательские интерфейсы сайта (Web – часть);
3) Служба рассылки уведомлений.
Пользовательские интерфейсы в КИС (Win – часть) предназначены для:
• отображения информации о поставщиках, зарегистрированных на сайте «Электронной торговой площадки»;
• активации регистрации поставщика на сайте, временной блокировки поставщика, исключения поставщика из списка пользователей электронной торговой площадки;
• формирования потребности компании в материально-технических ресурсах (МТР), сформированной на основании заявок на обеспечение дочерних компаний, подразделений компании;
• формирования конкурентной карты на основании поданных коммерческих предложений поставщиков с сайта «Электронная торговая площадка»;
• автоматическое формирование спецификации договора поставщику на основании утвержденной конкурентной карты;
• формирования отчетности (потребность компании в МТР, конкурентная карта, спецификация к договору).
Пользовательский интерфейс в КИС (Win-часть) расположен в корпоративной информационной системе (КИС «Сайк»).
Пользовательские интерфейсы сайта (Web – часть) предназначены для:
• on-line регистрации поставщика, где поставщик указывает регистрационные данные, а так же подписывается на группы ТМЦ, по которым он желает получать уведомления;
• отображения потребности компании в ресурсах;
• подачи поставщиками коммерческих предложений;
• отображения информации о ранее поданных коммерческих предложениях;
• отображения информации о победителях торгов.
Служба рассылки уведомлений предназначена для:
• информирования поставщиков об активации регистрации на ЭТП;
• информирования поставщиков о новых запросах на поставку;
• информирования поставщиков о победе в конкурсе;
• информирования поставщика при восстановлении пароля.
Служба рассылки уведомлений – самостоятельная отдельная служба, запускающаяся по расписанию.
Используемые программные компоненты:
Платформа разработки: Microsoft .Net Framework 3.5 sp1
Сервер баз данных: MS SQL 2005 Express
Среда разработки: Web Developer 2008 Express Edition
Результат: разработана и реализована информационная система «Электронная торговая площадка».
Основным преимуществом данной системы является автоматизация процесса закупок МТР с наименьшими трудозатратами специалистов компании. Поставщики, независимо от их расположения, автоматически информируются о потребности компании в МТР и имеют возможность оперативно через Интернет подать коммерческое предложение. Работа поставщиков с системой осуществляется через любой удобный для пользователя Web-браузер.
Разработанная информационная система обеспечивает достижение целей, поставленных на начальных этапах разработки системы.
Корпоративные системы
Корпоративные системы
Морозниченко Екатерина Геннадьевна
emoroznichenko@csystems.ru