Отчет ВЭФ: Россия в рейтинге вовлеченности стран в международную торговлю занимает 112-е место

24 Мая 2012
Экономики стран Юго-Восточной Азии продемонстрировали успехи в развитии торговли, однако на верхних позициях в глобальном рейтинге по-прежнему остаются традиционные лидеры – Сингапур и Гонконг. Таковы данные Отчета о вовлеченности стран в международную торговлю 2012 (The Global Enabling Trade Report 2012), опубликованного сегодня Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).

Рейтинг, который публикуется каждые два года, свидетельствует о высоких показателях крупных экономик Европы. Так, Финляндия и Великобритания переместились на шесть позиций вверх, заняв 6 и 11 места соответственно, Германия и Франция остались на прежних позициях – 13 и 20 места соответственно. Другие крупные экономики выглядят менее успешно: США продолжили падение и находятся на 23 месте, Китай (56) и Индия (100) также опустились в рейтинге. Россия находится на 112 месте, лишь немного улучшив свои позиции (в 2010 - 114 место). Среди развивающихся экономик Турция (62) и Мексика (65) остаются на прежних позициях, в то время как Чили (14), Саудовская Аравия (27) и Южная Африка (63) поднялись в рейтинге. Страны АСЕАН Таиланд (57), Индонезия (58) и Филиппины (72) также упрочили положение в рейтинге.

Оценивая открытость торговли, Отчет показывает, что традиционные понятия о торговле все сильнее устаревают, поскольку глобальные цепочки создания стоимости требуют новых способов оценки, новой политики и сотрудничества. Отчет также показывает, что безопасность, качество и торговля могут быть взаимно усилены посредством мер по укреплению логистических цепочек. Важнейшим барьером остается нехватка знаний в поиске покупателей.

«Принятие политических мер, стимулирующих торговлю, будет становиться все более важным не только для усиления развития отдельных стран, но также для процветания их торговых партнеров, - говорит Роберт З. Лоренс (Robert Z. Lawrence), профессор кафедры торговли и инвестиций в Школе государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди при Гарвардском университете, США. Профессор Лоренс также является научным консультантом и соавтором отчета.

«Из Отчета видно, что использование подхода логистических цепочек для снижения барьеров на границах при сохранении качества и безопасности становится все более важным для успеха развития торговли», - отмечает Роналд Филип, руководитель Программы форума по отраслевому партнерству в сфере развития цепочек поставок и транспорта.

«Результаты 2012 года показывают, что Торговое соглашение стран АСЕАН, вступившее в силу в 2010 году, стимулировало развитие торговли, – говорит Маргарета Д. Хануз, старший экономист Программы по глобальной конкурентоспособности. – В этом году мы уделили непосредственное внимание наиболее серьезным препятствиям для экспорта и импорта в каждой стране и отметили сильные связи между успехом в импорте и экспорте».

«Для реализации амбициозных целей президента России по повышению производительности и созданию новых качественных рабочих мест необходимо радикально снизить барьеры для интеграции России в международную торговлю, многие из которых носят «технический» характер, — говорит Алексей Праздничных, партнер компании Strategy Partners Group и координатор программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности стран в России. – Комплексная поддержка экспорта российских компаний должна стать важной компонентой новой экономической политики и помимо доступа к специализированому финансированию должна охватывать вопросы развития экспортных компетенций компаний и инфраструктуры».

Отчет выходит раз в два года и в этом году охватывает 132 экономики. Он оценивает способности экономик стимулировать торговлю, а также уделяет внимание тем областям, в которых особенно необходимы меры по улучшению ситуации. Отчет широко используется как ценный источник информации: он помогает странам интегрироваться в глобальную цепочку создания стоимости, а компаниям - принимать инвестиционные решения.

Индекс вовлеченности в международную торговлю показывает, насколько государственные институты, политика и инфраструктура способствуют свободному передвижению товаров через границы к местам назначения. Факторы, оказывающие влияние на вовлеченность в торговлю, объединены в 4 категории: доступ к рынкам, административная инфраструктура на границе, транспортная и коммуникационная инфраструктура, бизнес-климат. Индекс вовлеченности в торговлю составлен на основе статистических данных из открытых источников, а также результатов Опроса руководителей компаний – масштабного опроса, который ежегодно проводится ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций (лидирующих исследовательских организаций и компаний) во всех странах, вошедших в Отчет.

Программа по вовлеченности в международную торговлю разработана в контексте Программы форума по отраслевому партнерству в сфере развития цепочек поставок и транспорта при поддержке A.B. Volvo, A.P. Moller Maersk, Agility, Brightstar Corp., Deutsche Post DHL, DNB Bank ASA, FedEx Corp., Panama Canal Authority, Stena AB, Swiss International Airlines, Transnet, UPS и Volkswagen в тесном сотрудничестве с партнерами по данным: Всемирной организацией экспресс доставки (GEA), Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), Международным торговым центром (ITC), Всемирной таможенной организацией (WCO), Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Всемирным банком и Всемирной торговой организацией (WTO).

Strategy Partners Group — российский стратегический консультант ¹1, ведущий свою историю с 1994 года и входящий в группу компаний ОАО «Сбербанк России». Оказывает содействие своим клиентам в проведении преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста. Клиентами компании являются ведущие российские и зарубежные корпорации, а также правительственные организации.

http://www.strategy.ru