Дизайн упаковки может обанкротить производителя

29 Июля 2013
Дизайн упаковки может обанкротить производителя

В последнее время неоднозначная позиция Роспатента, а также отсутствие единой судебной практики в рассмотрении патентных споров создали опасный прецедент, который может поставить под вопрос будущее десятков тысяч компаний.
Речь идет о том, что некоторые компании регистрируют торговый знак и не производят товары его содержащий. Они просто отслеживают выпуск аналогичной продукции у конкурента, ждут определенное время и подают в суд на «незаконное использование» бренда. Подобная схема обеспечивает им хороший доход без затраты каких-либо усилий.
«Слишком большой простор для судов, их право на собственное усмотрение привело к тому, что на сегодняшний день бизнес функционирует в зоне полной правовой неопределённости», - подчёркивает Анатолий Семёнов, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности при президенте РФ. По мнению эксперта, даже «имея некий товарный знак на свою продукцию вы никогда не сможете быть уверены, что суд не применит к вам эту норму, и что ваша продукция не покажется ему спорной».
Ярким примером подобного подхода стала ситуация, сложившаяся около компании ЗАО «Молодец». В результате отмены Роспатентом своих же решений ростовская компания «должна» выплатить конкурентам штраф в размере 172,7 миллионов рублей за изображение хлебцев на своих упаковках.
Как на досудебной стадии, так и в процессе суда установлено, что визуальная схожесть упаковок связана исключительно с фотографическим изображением производимой конкурентами продукции, остальные элементы (название, фоновые рисунки) являются разными. В результате экспертных исследований установлено, что единственным схожим элементом на обеих упаковках является изображение хлебцев.
Исходя из заключения, выданного коллегией палаты по патентным спорам, которое и послужило основание для решения суда, кроме схожести изображений хлебцев, «следует учитывать близкое цветовое решение сравниваемых знаков: преобладающие цвета этикетки – желто-коричневая гамма». Рассматривая спорные этикетки, Дмитро Король, арт-директор мастерской дизайна «Короливськи мытци» отметил: «Данные упаковки не являются идентичными. Воспринимая визуальный образ, которым, по сути, является упаковка, любой человек улавливает сразу не просто группу цветов использованных на упаковке, но также воспринимает их неразрывно с формой этих цветовых пятен и их общим расположением по отношению друг к другу. Исходя из этого, следует отметить, что сравниваемые упаковки имеют общим только наличие на них белого цвета, который является достаточно распространенным цветом для упаковок продовольственных товаров. При этом по форме цветового пятна упаковки абсолютно различны».
В большинстве случаев эксперты сходятся во мнении, что случай абсурден. Эту точку зрения разделяет и Алексей Милилян, владелец Alexey V. Mililian Design Studio : «Случай забавный. О степени смешения, в контексте экспертизы Роспатента, тут говорить, конечно, нельзя. Обе упаковки используют образ хлебцев, выложенных в перспективе, что естественно (они, ведь не бананами торгуют). Композиционно обе упаковки выполнены в традиционной манере для данного сегмента. На этом основные сходства заканчиваются». Эксперты уверены, что потенциальный потребитель не может спутать данные упаковки даже с расстояния 2-3 метров.
На сегодняшний день загадочная история со спорными упаковками ЗАО «Молодец» была услышана органами власти. Дело принято к рассмотрению Высшим Арбитражным судом. Теперь есть надежда на то, что ситуация в корне изменится и внимание будет обращено не только со стороны ВАС. Ситуация со спорными упаковками и абсурдностью выдвигаемых требований показывает, что в масштабах государства необходимо создание отдельного координационного органа по проблемам защиты интеллектуальной собственности в России, ведь сейчас этими вопросами так иди иначе занимаются 8 различных ведомств.



Справка о компании:
ЗАО «Молодец» - крупнейший в России производитель хлебцев. Налоговые отчисления с 2002 года составили 201041 тыс. руб., из них в бюджет области - 178 730 тыс. руб. Общее количество сотрудников — 246 человек.
Суммарная доля бренда «Хлебцы-Молодцы» на рынке России в 2012 году составила 14,1% в натуральном выражении. Суммарная доля всех производимых марок ЗАО «Молодец» 18% в натуральном выражении. Объем производства ЗАО «Молодец» в 2012 году: цельнозерновые 663 258 упаковок или 2 387 тонн; вафельные 339 646 упаковок 856 тонн. Совокупный объем: 3 243 тонны за 2012 год.

За дополнительной информацией Вы можете обратиться:
Коваленко Дарья
специалист по коммуникациям «РАСО-ЮГ»:
тел. 8 (863) 250 64 46,
моб. 8 903 434 93 01
e-mail: raso@raso-ug.ru
Коваленко Дарья
РАСО-ЮГ
8 (863) 250 64 46
raso@raso-ug.ru