Поколение TikTok: как живется современному обществу в формате урезанной информации

25 Марта 2021
Одним из самых загружаемых приложений в мире на сегодняшний день считается TikTok. Попав в сеть летом 2018 года, он удерживает лидерство по сей день.
Как сообщает «vc.ru», в США сервис коротких видео завоевал сердца более 100 млн человек. В России всего за 2 года число пользователей TikTok выросло в семь раз. И это не предел! Аналитики AppAnnie утверждают, что к концу 2021 года число пользователей этого приложения достигнет 1 миллиарда.
На фоне популярности TikTok стали возникать многочисленные аналоги этого приложения. Вследствие этого в современном обществе не утихает дискуссия о клиповом мышлении.
Говоря о клиповом мышлении, председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи», Антон Немкин утверждает, что за этим явлением стоит прогресс. Люди, словно первопроходцы, работают над построением новой парадигмы информационного восприятия в цифровом мире, базирующейся на здравом смысле, критическом восприятии и самоцензуре.
Клиповое мышление: что это?
«Клиповое мышление – это процесс отражения множества свойств объектов, без учета связей между ними, характеризуются фрагментарностью, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира», - пишет кандидат психологических наук Т. В. Семеновских.
Говоря проще, из целостной картины выделяются отдельные фрагменты, вследствие чего наступает нарушение ее восприятия, сообщают на «vc.ru».
Тематике клипового мышления было посвящено немало статей. Один из американских журналистов Николас Карр сравнил это явление со «стаккато»: «Я больше не могу читать «Войну и мир». Я потерял способность делать это. Даже сообщение в блоге больше, чем три или четыре абзаца – это слишком много для понимания. Я просматриваю это».
Клиповое мышление – отнюдь не новшество. Данное понятие зародилось в середине 90-х годов прошлого столетия. Первоначально оно имело другое название – «клиповая культура». Используя данный термин, философу и футурологу Элвину Тоффлеру удалось описать структуру восприятия информации обществом всех технологически развитых стран посредством просмотра коротких и ярких клипов, предоставляемых каналом MTV.
На «vc.ru» пишут о том, что стремительное развитие интернета привело к появлению всевозможных технологий и коммуникационных средств. Ежедневно создаваемая информация выходит в тираж в колоссальных объемах. О чем свидетельствует специалист по BIG DATA Андреас Вайгенд, считающий, что объем социальных данных (фотографии, публикуемые посты) увеличивается каждые восемнадцать месяцев в 2 раза. Спустя пять лет он увеличится в 10 раз. Спустя десять лет – в 100 раз.
Такой рост объема получаемой информации чреват последствиями. Мозг человека просто не способен усваивать колоссальное количество предлагаемого сетью материала, поэтому и ищет легкие пути, вытаскивая из целостного образа фрагменты.
Чем это плохо?
Клиповое мышление предоставляет возможность человеку воспринимать куски информации. Целостность полного контекста нарушается. Мозг анализирует лишь поверхностные образы. Человек теряет возможность выстраивать причинно-следственную связь и усваивать логику просмотренного им контента. Этому способствует быстро меняющийся поток получаемой информации. Он с трудом анализирует просмотренный материал. Падает концентрация внимания.
Большинство современных людей не читают книги, предпочитая яркие заголовки и посты, щелкают пультом с канала на канал, просматривая рекламные ролики. На смену культурным ценностям пришли эмоции. Люди все чаще попадают под чужое влияние. Ими начинают манипулировать. Люди становятся бессердечными и равнодушными к окружающим. Им не свойственно сопереживание.
Так ли это плохо?
Только что, появившись в сознании общества, клиповое мышление сразу же подверглось острой критике: поверхностное восприятие информации, рассеянное внимание. Однако сегодня это явление нашло и положительные отклики:
- поверхностное внимание приводит к многозадачности,
- быстрая смена внимания между разными по смыслу информационными данными приводит к ускорению реакции,
- за короткий срок в разы возрастает охват получаемой информации,
- человек имеет возможность в любое время прервать информационный поток и вернуться к нему спустя время.
Председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин убежден, что клиповое мышление, являясь адаптационным механизмом, прекрасно выполняет присущие ему цели и задачи. Оно защищает мозг от информационной перегрузки, фильтруя большой контентный объем. Немкин подтверждает, что как и за все в этом мире, человеку приходится платить цену и за использование клипового мышления.
Как с этим бороться?
Несмотря на популярность клипового мышления, классический стиль мышления никто еще не отменял. Людям следует читать книги, энциклопедии. Учиться четко отстаивать свою позицию в дискуссиях и спорах. Формировать логические связи, способные аргументировать личное мнение.
Люди должны уметь подвергать критике просмотренные ими клипы, комментарии, посты. Стараться выделять из просмотренного контента эмоциональный фон.
Заключение
Для того чтобы мозг автоматически научился сортировать информацию на положительную и негативную, нужны время и работа человека над собой. Современное общество, особенно молодежь, плотно подсело на клиповое мышление, значительно упростив свою жизнь. Сегодня проще посмотреть короткий видеоролик из TikTok с поверхностным неоднозначным материалом, чем посмотреть, к примеру, телевизионный канал «История».
Современные ценности рушатся. Это уже не та устоявшаяся система, которой пользовались наши предки. Мир захлестнула волна коротких с непонятным сюжетом видеороликов и глупых бездушных постов, направленных на получение лайков, прибыли и знаменитости. Современное общество считает, что ему превосходно живется в формате урезанной информации. Но так ли это на самом деле?
На смену TikTok обязательно придет какая-нибудь новая развлекательная медиа-платформа. Процесс запуска клипового мышления уже ничего не остановит. Он необратим.
Анастасия Иванова
freelance
bu1sness.news@yandex.ru
VC.RU