Налоговые опасаются очередей из-за изменений в законодательстве

26 Июля 2022
С 1 января 2022 года оформление электронной подписи для руководителей юрлиц или индивидуальных предпринимателей возможно только в налоговых органах РФ. Налоговые готовятся к очередям в конце года, а предприниматели проходят стадии принятия неизбежного.
Новые правила получения КЭП
Электронная подпись предпринимателя, выданная в удостоверяющем центре, будет действовать только до 31 декабря 2022 года. После этого её нужно заменить по новым правилам, т.е. приехать в налоговую для очной идентификации.
Бизнес не готов к нововведениям
По данным ФНС в 2021 году в России насчитывалось около 7 млн юридических лиц и ИП. Согласно исследованиям рынка ЭДО  38,9% организаций использовали ЭДО для обмена документами. Это больше 2 млн подписей.
Если раньше эти подписи можно было получить в 4888 офисах аккредитованных Удостоверяющих центров, то теперь придётся планировать визит в налоговую. Всего у ФНС 703 пункта выдачи КЭП по всей стране. Однако в налоговую обращаются не только за электронной подписью, но и для получения ИНН, сдачи отчетности. А значит, чтобы получить подпись, придется постоять.

Офисов ФНС в 7 раз меньше чем филиалов аккредитованных Удостоверяющих центров


Так коллапса из-за очередей уже опасаются в Алтайском крае: из 88 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в Алтайском крае, только 15,5 тысяч получили новые электронные подписи, остальным это нужно сделать до конца года.
Предприниматели могут получить бесплатную подпись от налоговой в офисах Сбербанка и ВТБ. Спланировать визит в офис банка и быть готовым, что вам предложат открыть расчетный счёт.
«Я решил открыть счет и выпустить подпись в СберБанке, чтобы не тратить время на поездки. Вызвал курьера для идентификации, и меня заверили, что завершить процедуру выпуска подписи можно будет удаленно в личном кабинете Сбербанк Бизнес Онлайн. Однако, после генерации актов признания ключа интерфейс потребовал очного визита в отделение банка для их заверения у операциониста. Пришлось ехать в банк.
После выпуска подписи я встретился с еще одной проблемой – софт выпуска подписи не приспособлен к работе с iOS. Поэтому неизвлекаемая часть ключа не записалась на носитель. Формально подпись была выпущена, но физически нет. В итоге, через аннулирование сертификата я выпустил через ИФНС еще один ключ. Затраченное время первых лиц компаний для выпуска подписи делают ее “золотой”», — поделился Николай Адеев, Борт №1 Artsofte.

Бесплатная подпись, но дорогие носители
Также реформа предполагает, что ФНС выпускает ЭП бесплатно. Однако для её получения предпринимателям нужно приобрести сертифицированный носитель (флешку/токен). Стоимость сертифицированного носителя выросла почти в 2 раза по сравнению с январем 2022 года. Это связано с курсом рубля и уходом некоторых поставщиков с российского рынка.
«Дефицит токенов действительно присутствует. Сейчас везде, где это возможно стараются выдавать квалифицированные электронные подписи на мобильные телефоны, например, в приложение myDSS. Но, к сожалению, регуляторно это доступно не всем, и, соответственно, не может искоренить проблему дефицита USB-носителей для КЭП. Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, нужно либо корректировать имеющуюся регуляторную позицию в сторону мобильных носителей, либо наращивать производственные мощности аппаратных СКЗИ непосредственно в России», – рассказала Дарья Верестникова, коммерческий директор SafeTech и сооснователь сервиса мобильного документооборота Nopaper.

Зачем квалифицированная электронная подпись бизнесу
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) чаще всего используется для сдачи отчетности в госорганы. Для других целей может использоваться другой вид подписи — неквалифицированный.
Неквалифицированная электронная подпись создается путём криптографических преобразований и защищает документ от изменений после подписания.
Этой подписью можно подписывать договоры, акты с клиентами, самозанятыми, контрагентами. Ее могут использовать сотрудники компании для подписания приказов, заявлений, дополнительных соглашений. В некоторых сервисах выпуск НЭП бесплатный, а значит, работодателю не придется платить за каждого работника.
«Когда мы общаемся с клиентами про переход на безбумажные процессы, мы часто видим, что люди знакомы в основном только с КЭП на токене. А по закону есть и другие варианты. Они и дешевле, и проще при выдаче, и закрывают помимо отчетности множество других потребностей бизнеса в автоматизированном документообороте. То есть они полезны для всех остальных сотрудников в компании в дополнение к директору и бухгалтерии. Например, в кадровом документообороте сотруднику не нужен КЭП, можно подписывать документы НЭП или ПЭП.
В Nopaper мы с командой много сделали так, чтобы сервис был таким же простым, как обмен деньгами по СБП. А электронные документы такие же настоящие как деньги», — прокомментировала Мария Кириченко, Product Owner Nopaper
Алена Журавлева
Nopaper
f10311o@yandex.ru