Тенденции и потенциал роста интернет - магазинов или где сегодня покупают подарки для мужчин?

28 Января 2011

      Все возрастающая популярность интернет - магазинов – это, пожалуй, главный тренд коммерческой  составляющей глобальной сети.  Так, например, по исследованию, проведенному ЕАИР, в первой половине 2010 года услугами онлайн - магазинов и коммерческих сайтов хотя бы один раз воспользовались 94% активных пользователей глобальной сети.
      С точки зрения абсолютных показателей объемы интернет - торговли тоже впечатляют. По данным Google и Citibank российский рынок онлайн - коммерции в 2010 году составил 600 млрд. рублей – это на 200 млрд. рублей больше, чем в 2009 году, причем при оценке учитывались лишь покупки, оплаченные банковскими картами. Эта тенденция продолжится и в дальнейшем – темпы роста торговли в глобальной сети в два раза опережают увеличение объема продаж в оффлайн - магазинах.
      При этом приоритеты покупателей меняются незначительно – в интернет-магазинах по прежнему покупают книги, в том числе и их электронные версии, канцтовары, косметику и парфюмерию, всевозможные подарки для мужчин, женщин и детей, бытовую технику, компьютеры и комплектующие к ним. Согласно уже упомянутому исследованию Google и Citibank, в 2010 году к ним добавились и другие популярные категории – например, россияне все чаще покупают с помощью интернета лекарства, оплачивают услуги мобильной связи, коммунальные услуги, покупают билеты на самолеты и поезда, туристические путевки, закупают продукты.
      И если в 2008 году лишь каждый пятый пользователь заходил на коммерческие сайты с конкретной целью – сделать покупку, то в 2010 году так стали поступать 36% опрошенных. Еще 11% респондентов предварительно изучают товар в «традиционном» магазине и лишь затем покупают его в интернет - магазинах.
      Такое покупательское поведение открывает один из главных недостатков онлайн - магазинов – недостаток информации о товаре: отсутствие фото с разных ракурсов, подробных описаний, профессиональных обзоров и отзывов потребителей.
      Другие нюансы, тормозящие развитие интернет - торговли, также были обнародованы еще в 2008 году в отчете холдинга «Ромир». Многих покупателей, например, останавливает сама непривычность этой услуги, а также сложности с навигационной системой. Еще одна причина для отказа – проблемы с доставкой, дороговизна услуг курьера или неудобный график его работы. Сложности с доставкой особенно актуальны для жителей небольших городов, в которых нет складов поставщиков, а для получения посылки приходится пользоваться услугами курьерских и почтовых служб. И, наконец, многие потребители еще не освоили современные электронные платежные системы – виртуальные карты, Webmoney, Яндекс.Деньги и другие.
      По мнению специалистов, решение этих проблем – оптимизация сайта, облегчение навигации, рекламные компании, улучшение и удешевление логистики, позволит интернет - магазинам значительно увеличить свою долю в общей статистике. Потенциал такого роста обнадеживает – в 2010 году 88% пользователей изучили товар на сайтах и все же приняли решение о его покупке в «оффлайне».