Сопоставимые сделки

1 Апреля 2014
Ключевым аспектом в реализации трансфертного законодательства является выявление сопоставимых сделок. Сделка может быть признана сопоставимой по результатам проведения анализа сопоставимости. Для целей подтверждения рыночного уровня трансфертной цены, желательно выявить не менее четырех сопоставимых сделок. При этом в качестве сопоставимых сделок допускается использовать, как сделки внутри предприятия, так и сделки без участия предприятия, то есть сделки третьих лиц.
Провести анализ сопоставимости, в условиях отсутствия рекомендаций от налогового органа и в силу отсутствия российской практики применения трансфертного законодательства, не просто. Проблема внедрения трансфертного ценообразования в России тесно связана с отсутствием фактической технологической базы, позволяющей производить быстрый и качественный обмен необходимой в ходе формирования трансфертных цен информацией. Поэтому первыми в нашей стране трансфертную систему стали применять те компании, которые, проведя внедрение современных информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов.
Сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и/или финансовых условиях с анализируемой сделкой (п. 2 ст. 105.5 НК РФ).
Сделки могут быть признаны сопоставимыми, если различия между коммерческими и/или финансовыми условиями анализируемой и сопоставляемых сделок (п. 3 ст. 105.5 НК РФ):
- не оказывают существенного влияния на их результаты;
- или такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и/или результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.
При определении сопоставимости сделок производится анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок:
1. характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;
2. характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (функциональный анализ);
3. условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
4. характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
5. характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).
Считается, что вышеперечисленные характеристики могут оказывать существенное влияние на коммерческие и/или финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми.
Анализ указанных характеристик также применяется для осуществления корректировок коммерческих и/или финансовых условий сделок. Как производится корректировка условий сделок? Решение о том, могут ли различия в условиях сделок быть учтены посредством соответствующих корректировок к условиям и/или результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки, принимается ФНС России. При этом учитываются характеристики сопоставляемых сделок.
Цель корректировок – обеспечить необходимую степень сопоставимости условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки. Пунктом 12 ст. 105.5 НК РФ определены принципы, исходя из которых, производятся корректировки:
1. доходы (прибыль, выручка) сторон сделки, не являющейся контролируемой, формируются с учетом:
- используемых активов,
- принимаемых экономических (коммерческих) рисков,
- сложившихся на рынке товаров (работ, услуг) экономических условий,
- функций, выполняемых каждой стороной сделки в соответствии с условиями договора и обычаями делового оборота;
2. осуществление дополнительных функций, использование активов, существенно влияющих на величину доходов (прибыли, выручки), принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.
Для чего же сопоставляются сделки?
В случаях, когда в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в признаваемых сопоставимыми сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
И, наконец, система трансфертного ценообразования нужна для выработки оптимальных стратегических решений. Традиционный подход к трансфертному ценообразованию был сфокусирован на оперативных решениях (чаще всего, касающихся производства) и не учитывал стратегической составляющей.
В этом отношении трансфертное ценообразование можно рассматривать с точки зрения анализа цепочки создания стоимости. Как инструмент оценки стратегии цепочка создания стоимости обладает тремя характеристиками:
- Определение источника конкурентного преимущества;
- Выделение связей в цепочке создания стоимости;
- Формулировка общих стратегий (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества.
Фирма достигает конкурентного преимущества, создавая стоимость, тем самым генерирует прибыль. Компоненты стоимости (т.е. низкие издержки, рост объема продаж и маржа прибыли) или способность фирмы создавать стоимость зависят от привлекательности отрасли, конкурентной позиции фирмы (отметим, что эти понятия также взаимосвязаны) и от выбранной стратегии.
Цепочки создания стоимости ориентированы на конкретные бизнес-единицы, которые заняты стратегически важной деятельностью для достижения и поддержания конкурентного преимущества всей фирмы. Это дает менеджерам возможность оценить, какие бизнес-единицы создают и увеличивают стоимость, а какие нет. Последние могут затем быть расформированы, а ограниченные ресурсы освобождены для альтернативного использования.
В результате внутренней торговли возникают связи различной степени сложности как внутри одной цепочки создания стоимости, так и между цепочками создания стоимости разных подразделений. Система трансфертного ценообразования содержит множество видов деятельности, которые составляют конкурентное преимущество фирмы. Например, интернациолизируя торговлю, компания создает барьеры вхождения на рынок конкурентам.
Модель цепочек создания стоимости не дает ответа на вопросы: способствует ли трансфертное ценообразования созданию стоимости, до какой степени способность одного центра ответственности создавать стоимость зависит от этой же способности другого центра ответственности и т.д.
В общем, внутренние транзакции создают стоимость для внутренних покупателей (т.е. центра ответственности), которая не обязательно совпадает со стоимостью для внешних потребителей. Если для одного из участников внутренней торговли трансфертная цена невыгодна, то речь идет о деятельности, не создающей стоимость. Это сокращает способность генерировать стоимость как со стороны отдельных бизнес-единиц, так и всей фирмы.
Повсеместная практика трансфертного ценообразования в России - это пока еще фантастика. Современное состояние трансфертной системы и тот подчас беспредел, царящий в установлении цен, наносит инвестиционному климату России несравнимый ни с чем, кроме политической нестабильности, урон. Решение же этой проблемы может существенно поднять российский приоритет на мировом рынке.
Sike.Корпоративные системы
Корпоративные системы
(3519)22-22-44
sbublich@sike.ru
http://sike.ru/articles/sopostavimye-sdelki